Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

VII. Шестидесятые-семидесятые годы. Страница 5

1-2-3-4-5-6-7-8

***

В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. Он посетил Владикавказ, Северный Дагестан, Дарьяльское ущелье, Шуру, Сухум, был в Закавказье и Армении. На Кавказе он написал ряд картин, разнообразных по своему содержанию. Это или предгорья Кавказа со степной равниной, замкнутой на горизонте жемчужной цепью снеговых гор, или панорамы горных массивов, как. окаменелые волны, уходящих в туманную даль, или перспектива широкой долины, спускающейся к подножию Арарата, или вид озера Севан, написанный с высоты прибрежных гор, или Дарьяльское ущелье... Он воспринял природу Кавказа как явление величественное, мощное, почувствовав грандиозность формировавших ее древних геологических сдвигов и катастроф. Тяготение художника к изображению стихийных сил природы сказалось и в этом кавказском цикле. Не случайно на одной из картин он изобразил снежный обвал в горах, обрушившийся на путников, едущих в долине.

Кавказская серия картин по содержанию не является чем-то обособленным в искусстве Айвазовского. Она близка по восприятию природы к прежним его работам. Тающие во мгле на горизонте степные курганы, далекие ветряные мельницы, подчеркивающие какой-то особый простор и беспредельную ширь его украинских пейзажей, или сторожевая вышка в предгорьях Кавказа — все это явления такого же порядка, как одинокий парус затерявшегося в море суденышка.

Сохранился небольшой альбом с рисунками, сделанными во время этого путешествия (Феодосийская галерея). Он заполнен беглыми зарисовками, передающими в простом абрисе горные перспективы. В альбоме нет ни одной отдельно проработанной детали пейзажа, что довольно часто встречалось в прежних дорожных зарисовках Айвазовского. Почти все пейзажи в этом альбоме сделаны с вершин гор. Рисуя их, художник любовался глубокой долиной, прорезанной горным потоком, едва заметным внизу мостиком, перекинутым через, реку, и огромными горами по сторонам ее и в глубине. Ряд зарисовок Айвазовский сделал на развороте альбомных листов, как бы стремясь расширить тесные границы альбомной странички.

Рисунки «Кавказского альбома» являются новым этапом в графическом искусстве Айвазовского. Они сделаны по иному принципу, другой техникой, чем путевые рисунки Айвазовского 40-х годов; которые отличаются большой законченностью и обычно переносились им на холст при работе над картиной без существенных изменений. Назначение рисунков более позднего времени было иным. Они должны были только воскресить в памяти художника то, что он видел во время путешествия, дать толчок его воображению. На полях рисунка, а то и на самом рисунке мы видим записи, сделанные рукой художника. В этих записях обозначается главным образом цветовая гамма пейзажа, а иногда, как, например, в «Кавказском альбоме», обозначаются названия аулов, нанесенных на рисунок еле уловимыми пятнышками, теряющимися среди огромных горных массивов, прорезанных складками и ущельями, по которым змеится горный поток.

Во время этого путешествия Айвазовского привлекали места недавних боевых народов Кавказа против англо-турецкого вмешательства в их жизнь. Айвазовский зарисовал следующие исторические места : Ахульго, Гимры, Гуниб. Ряд рисунков в альбоме изображает широкие горные панорамы.

Айвазовский был и в Ереване, откуда наблюдал прекрасную Араратскую долину и гору Арарат, которая не раз служила темой для его картин. Он первый почувствовал и передал прелесть снежного Арарата — одной из самых красивых гор Кавказа, которую вслед за Айвазовским до сегодняшнего дня пишут все художники Армении.

Одной из картин он придал библейское содержание, изобразив на фоне Араратской долины караван, и назвал картину «Сошествие Ноя с Арарата».

Айвазовский побывал во всех наиболее интересных местах Кавказа. Совершая это путешествие, он, вероятно, держал путь из Феодосии через Керчь на Тамань и дальше — через Северный Кавказ, Дарьяльское ущелье в Грузию. Побывав на Каспийском побережье и в Армении, он проехал вдоль Черноморского побережья Кавказа.

Все эти места нашли отражение в искусстве Айвазовского.

Закончив путешествие по Кавказу, Айвазовский остановился в Тифлисе и здесь по собранным материалам написал двенадцать картин, которые и выставил для обозрения. Плата за вход на выставку поступила в пользу городского детского приюта; это было обычное назначение доходам от выставок картин Айвазовского. Выставка пользовалась большим успехом.

Много раз после этого Айвазовский возвращался к изображению природы Кавказа.

В нескольких вариантах он написал Араратскую долину, вид Кавказских гор со стороны моря (один вариант — в Феодосийской картинной галерее, другой — в частном собрании). На выставке 1890 года в Париже он показал две марины с видами на Кавказские горы: «Эльбрус со стороны моря» и «Кавказские горы у Адлера».

В 1869 году Айвазовский предпринял более далекое путешествие. Он поехал в Египет, чтобы присутствовать на открытии Суэцкого канала. Он первый в искусстве как маринист изобразил Суэцкий канал, отметив этим большое событие в жизни народов Европы, Африки и Азии.

Айвазовский в «Автобиографии» рассказал о своем пребывании на канале. Он был приглашен в числе других общественных и научных деятелей на торжество по случаю открытия канала. На борту русского корабля был адмирал Литке, с которым Айвазовский в молодости путешествовал в Греческом архипелаге.

Не описывая всей церемонии прохождения канала кораблями различных государств, он так рассказал о своих впечатлениях: «Когда русский пароход входил в Суэцкий канал, шедший впереди его пароход французский сел на мель, и пловцы принуждены были переждать, покуда тот снимется. Эта остановка длилась часов пять.

Была прекрасная лунная ночь, придававшая какую-то величавую красоту пустынным берегам древней страны фараонов, отторгнутой каналом от азиатского берега. Чтобы сократить время, пассажиры русского парохода устроили импровизированный вокальный концерт: г-жа Киреева, обладая прекрасным голосом, приняла на себя обязанность запевалы, стройный хор подхватывал...

И вот на берегах Египта зазвучала песня о «матушке-Волге», о «темном лесе», о «чистом поле» и понеслась по волнам, осеребренным луною, ярко светившей на рубеже двух частей света...»

Под впечатлением путешествия Айвазовский написал картину, которую назвал «Суэцкий канал». Он изобразит ряд пароходов, идущих в кильватерной колонне. Они входят в канал, на противоположных берегах которого стоят два маяка.

В центре композиции написан большой трехмачтовый пароход-фрегат под русским флагом. На переднем плане — шлюпка с салютующими матросами. Картина изображает ясный тихий день, когда в воде как в зеркале отражаются корабли и солнечный блеск искрится в легкой зыби за их кормой.

В результате этого путешествия Айвазовский написал не только картину «Суэцкий канал», но и ряд других картин, представляющих природу Египта с караванами верблюдов, пирамидами и сфинксами. Он изобразил Каир при солнечном блеске и при свете луны и другие города Египта.

1-2-3-4-5-6-7-8


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»