Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

VIII. Восьмидесятые годы. Страница 7

1-2-3-4-5-6-7-8-9

С наступлением старости и упадком физических сил он стремился к воплощению образа бушующей морской стихии, придавая своим произведениям героически-мажорное звучание.

В картине Айвазовского «Обвал скалы» слышен призывный крик и полный романтического пафоса боевой клич Буревестника:

— Пусть сильнее грянет буря!..

Айвазовский сам отметил эту картину тем, что повесил ее, несмотря на большие размеры, не в Галерее, а в своей гостиной, среди других, очень немногих картин.

На 120-й выставке, бывшей в Петербурге зимой 1895/96 года, Айвазовский показал две картины, написанные, как сообщает Ф.Н. Булгаков, в 1885 году, на которых изображено бушующее море. На первой — «Ураган» — нет ничего, кроме двух огромных волн в открытом море; на второй картине — «Среди волн» — он написал одну огромную волну под грозовым небом, готовую обрушиться на моряков, спасающихся на обломках погибшего корабля.

Эта картина, написанная в конце творческого пути Айвазовского, композиционно очень близка к центральной части картины «Девятый вал», написанной Айвазовским в 1850 году в расцвете его творчества.

Картина «Среди волн» (1885) представляет значительный интерес, так как является первым вариантом одного из лучших произведений Айвазовского, написанных позднее. Несмотря на весьма преклонный возраст, Айвазовский не останавливается на достигнутом. Он ищет новых наблюдений, новых впечатлений от природы. В 1884 году он предпринял путешествие по Волге и с завидной для его возраста восторженностью любовался ее красотами.

Об этом путешествии он написал Стасову: «...от Волги я в восхищении: от Рыбинска до Самары [плыли] при отличной погоде»1. В результате путешествия он написал две картины: «Волгу у Жигулевских гор» и «Волгу у Ветлянки».

С годами деятельность Айвазовского не ослабевает, а его искусство, несмотря на часто появлявшиеся критические отзывы, по-прежнему продолжает привлекать внимание широких слоев общества.

Вот, например, что мы читаем о картинах Айвазовского в обзоре выставки 1886 года:

«Выставка картин Айвазовского, о которой мы неоднократно сообщали, привлекает в Академию художеств громадное количество публики...

Наше посещение выставки в залах Академии, которое проходило в пасмурный день, носит на себе настоящее очарование контрастов. Это поездка к берегам Черного моря с берегов Средиземного, в страны радости и солнца»2.

В эти годы стало дурной традицией резко отрицательно отзываться на неудачные произведения стареющего художника. Среди таких хулителей Айвазовского был известный во второй половине XIX века график А.И. Лебедев, выпустивший два литографированных листка с карикатурами, высмеивавшими быстроту и легкость, с какой работал Айвазовский3.

В 1887 году исполнилось пятьдесят лет творческой деятельности И.К. Айвазовского. Эта дата была торжественно отмечена в Академии художеств4.

Приветственный адрес от Академии заканчивался словами: «...продолжайте наделять отечественное искусство прекрасными плодами своего творчества на гордость Академии и на славу России».

В следующем, 1888 году Айвазовский помимо участия на годичной академической выставке устроил выставку своих картин в Киеве и показал двадцать новых произведений.

В 1889 году Айвазовский написал громадную картину «Волна» (Русский музей). На картине изображено бушующее море. Композиция картины построена так, что огромная волна занимает почти всю плоскость холста. Грозное небо придает мрачный характер изображению.

В нижней части картины под нависшей волной изображены верхушки мачт гибнущего корабля. Здесь же написана шлюпка с уцелевшими от кораблекрушения людьми и несколько моряков, ищущих спасения на обломках корабля.

Около этого времени написана вторая картина, близкая по содержанию к картине «Волна». Так же над бушующим морем поднимается мачта тонущего корабля, и на ней уцелевший моряк ищет спасения от стремительно надвигающейся огромной волны (собрание Л.А. Руслановой)5.

О ней весьма сведущий художественный критик П.М. Ковалевский написал в статье о выставке картин Айвазовского в 1895 году отзыв: «Вполне прежнего достоинства, кроме нескольких незначительных картин, [имеется на выставке] огромных размеров холст «Буря на Азовском море»... По «Буре» нельзя не признать, что сохранилось творческих сил у Айвазовского еще очень много. Если бы эта одна картина стояла на выставке, оставалось бы преклониться перед неистощимой молодостью таланта Айвазовского»6.

Обе картины — «Волна» и «Буря на Азовском море» — написаны с мастерством и широтой, присущими искусству Айвазовского. В них он продолжал искать живописное воплощение образа грозной морской стихии. Это была основная тема его искусства. Он сам как-то сказал, что из шести тысяч картин, написанных им, четыре тысячи были посвящены изображению бурного моря.

В каталоге выставки картин И.К. Айвазовского в залах Академии художеств 1891 года первым номером обозначена картина «Последняя минута на океане».

В фототеке Феодосийской галереи имеются снимки с аналогичных картин Айвазовского, которые по стилевым признакам также должны быть отнесены к 80—90-м годам, а по сюжету — к той же группе картин, что и предыдущие.

Часто в таких картинах он противопоставлял силам стихии волю человека, борющегося с ней до последнего момента. Тема кораблекрушения постоянно его волновала. Он даже записал свои мысли об этом в «Автобиографии»:

«Кораблекрушения изображал я нередко на моих картинах, но зрители видели их лишь издали, угадывая сердцем и воображением те ужасы, которые свирепствуют в хрупких деревянных стенах корабля, разрушаемых волнами. На задуманной мною большой картине я изобразил бы момент кораблекрушения как бы в нескольких саженях от зрителя и постарался бы уловить последние мгновения жизни пассажиров и существования самого корабля; группы людей обоего пола, всех возрастов гибнут или готовятся погибнуть в волнах, обуянные ужасом и безнадежностью...

Нечто подобное уже было изображено мною на картине «Всемирный потоп», но здесь я мог бы еще осязаемее и общедоступнее выразить мою мысль. Самый эпизод великого геологического переворота, отдаленного от нас бесчисленным множеством веков, не может действовать на воображение зрителя столь потрясающе, как изображение события, так сказать, обыденного, о котором можно прочитать в сегодняшних или завтрашних газетах. Точно так же картина битвы при Гранике или при Арбелах никогда не произведет на зрителя такого впечатления, какое произведет на них эпизодическая сцена недавней войны с турками, Шипка, Ловче или Плевна»7. Можно проследить, как в конце жизни в нем возрастала потребность создать обобщенный образ грозной морской стихии. С поисками этого образа связаны картины «Буря на Азовском море» и «Волна». Огромные размеры этих картин отражали то значение, какое Айвазовский придавал поискам новой формы для воплощения давно волновавшей его идеи.

К этой же группе работ надо отнести своеобразную картину «От штиля к урагану» (Феодосийская галлерея). В основе замысла этой картины лежало намерение показать море во всех состояниях на одной картине.

Не удовлетворившись достигнутым, продолжая поиски волновавшего его образа, Айвазовский еще не раз возвращался к этой теме. Но лучшую бурю, картину, являющуюся синтезом его творчества, Айвазовский написал в самом конце своей жизни.


1 Государственная Публичная библиотека имени M.Е. Салтыкова-Щедрина, ф. В.В. Стасова, ед. хр. № 78.
2 Архив Третьяковской галлереи, № 14, 16/28, январь.
3 Одна карикатура напечатана литографским способом (карандаш с тоновой подкладкой на большом листе — 47x33,5 см). На ней Айвазовский изображен в поезде с палитрой и кистью в руках, которой он пишет картины, висящие на стене. Под литографией — пятистишие Е. Баратынского. Отпечатано в «Карт. зав. А. Ильина. Дозвол. ценз. С.-П. 21 июня 1878 г.». Над изображением надпись: «И.К. Айвазовский». На втором листе (тоже литографском, 22 х 15 см) Айвазовский изображен погруженным по пояс в морские волны. Не глядя на полотно, он пишет картину. Над ней — туча листов, видимо, изображающих произведения художника. Под рисунком — три стихотворных строки.
4 «Торжество и самые чествования художника носили грандиозный, почти небывалый еще у нас в России характер, — писал. Л.Е. Мазиров. — Айвазовский был избран почетным членом Академии художеств. В честь, него была выбита золотая медаль, на лицевой стороне которой помещено профильное изображение художника и надпись: «Профессору живописи И.К. Айвазовскому», на обороте изображена палитра, увитая лаврами, дата «1837—1887 гг. 27 сентября» и надпись: «От Императорской Академии художеств. В день 50-летнего юбилея». Медаль гравирована В.В. Алексеевым в 1887 году» («Всемирная иллюстрация», 1887, № 976, стр. 264). В Феодосийской галлерее имеется бронзовый оттиск этой медали. «Наполнявшие Античную галлерею Академии художники и публика устроили юбиляру шумную овацию перед его картиной, а И. Е. Репин высказал, встреченное общим восторгом, свое намерение написать Айвазовского на берегу моря».

На юбилее Айвазовского приветствовали видные представители двенадцати депутаций от различных учреждений и обществ. Среди них была депутация от драматической группы санкт-петербургских театров — Н.Ф. Сазонов, К.А. Варламов и И.Ф. Горбунов. В день юбилея все находящиеся в Петербурге члены Товарищества передвижных выставок явились на квартиру И.К. Айвазовского рано утром и принесли свои поздравления.
5 Надпись на обороте фотографии, сделанной с этой картины в 1900 году, указывает, что картина называлась «Буря на Азовском море», а на дореволюционной фотооткрытке — «Последний вздох корабля».
6 «Русская мысль», 1895, стр. 286. Выставка картин Маккарта и Айвазовского.
7 «Русская старина», 1878, т. 23, стр. 305.

Близ городов Граник и Арбела Александр Македонский одержал в 334 и 331 годах до нашей эры крупные победы над персидскими войсками.

1-2-3-4-5-6-7-8-9


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»