Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Левитан И.И.: творчество


Воплощение жизненного потока, превращений и изменений, которое из-за жёсткого гнёта политической цензуры в 1880 – 1890 годах было невозможно в жанрах академического искусства, в России оказалось актуальным лишь в пейзажном жанре. Отсюда походит «пейзажное видение» или «пейзажный период» в русском искусстве последней трети девятнадцатого века.

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) наиболее полно воплотил в своём творчестве тему изменчивости и подвижности природы, её музыкальность и вариационность. Левитан был учеником А.К. Саврасова, у которого прошёл обучение в Московском Училище живописи ваяния и зодчества. Кисти И.И. Левитана принадлежит лирический, камерный пейзаж. В картинах художника видна безбрежность и широта российской природы, которая сочетается с трепетным, глубоко личным, меланхолическим переживанием художником действительности.

Скорбь, тревога и печаль, которой пронизаны полотна Левитана, сделали их «пейзажами настроения». Удивительна раздвоенность живописца. С одной стороны его искусство по всем признакам обрисовки пейзажей принадлежит русской культуре, а с другой – левитановская печаль имеет в своей основе извечную тоску еврейского народа о потерянном рае. И это не удивительно, ведь живописец родился в бедной еврейской семье, жившей в Литве.

Живописец К.А. Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Я бы желал выразить грусть. Тоска эта во мне, она внутри меня. Но она разлита и в природе…». Современники Левитана свидетельствуют, что он «любил тайную печаль» и беспрестанно искал «настроения и мотива». Он любил бывать в одиночестве, часто плакал и впадал в меланхолию. Но несмотря на меланхолические особенности характера художника, творчество Левитана не сентиментально. Об этом говорит, к примеру, его эпический пейзаж «Над вечным покоем». Художник умел выбрать частный, незаметный внешне и, как могло бы показаться, незначительный образ-мотив, в котором природа, «остановившаяся в своей печали», выражает движение и изменение своего состояния.

Полотна Левитана несколько проигрывают в композиционном и цветовом отношении. Фантазию художника сковала академическая школа и передвижническая провинциальная традиция.

Левитан И.И.Осенний день.Сокольники.1879 г
Левитан И.И.Лесные фиалки и незабудки.1889
Дубовая роща (И.И. Левитан)

Левитан И.И. Весна. Большая вода
Левитан И.И.
Весна.Большая вода.

Левитан И.И. Над вечным покоем
Левитан И.И.
Над вечным покоем.

Портрет художника И.И.Левитан
Портрет художника
И.И.Левитан.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»