Вазопись
Вазопись – термин, который используется для обозначения нанесённой на древнегреческую керамику обжигаемыми красками росписи. Вазопись Древней Греции – это роспись сосудов, относящихся к различным историческим эпохам, начиная с минойской догреческой культуры и заканчивая эллинизмом. Иными словами, начиная с 2500 года до н. э. и заканчивая последним столетием, которое предшествовало появлению христианства.
Керамика Древней Греции – самая распространённая находка в археологических исследованиях античного периода. Её обнаруживают во всём ареале расселения древних греков. Кроме греческой метрополии, которая в значительной мере совпадает с греческой территорией наших дней, в данный ареал входят: острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии, остров Крит и отчасти – Кипр, а также заселённые греками районы южной Италии.
В качестве товара на экспорт, древнегреческая керамика, а с нею и древнегреческая вазопись попадает в Этрурию, в Египет, Северную Африку, на Ближний Восток. Греческую расписную керамику находят даже в могилах знатных кельтов.
Первые предметы греческой вазописи были обнаружены в наше время в этрусских могилах. Поэтому их с самого начала относили к италийскому или этрусскому искусству. Самым первым о греческом происхождении находок сказал Йоганн Йоахим Винкельманн, но окончательно их греческое происхождение было доказано лишь на основе первых археологических находок в Греции, в конце девятнадцатого века. С девятнадцатого века древнегреческая вазопись – это важное направление исследований в классической археологии.
Древние греки практиковали роспись любых разновидностей глиняной посуды, применявшейся для хранения и приёма пищи в праздниках и обрядах. Украшенные с особым мастерством керамические произведения закладывались в захоронения или приносились в дар храмам.
Устойчивые к воздействию внешней среды, прошедшие сильный обжиг керамические вазы и их фрагменты сохранились в десятках тысяч экземпляров, и потому вазопись Древней Греции является незаменимой при установлении возраста археологических находок.
Благодаря надписям, сохранившимся на вазах, мы узнали имена многих мастеров древности – вазописцев и гончаров, начиная с архаического периода. В случае, если у вазы нет подписи, искусствоведы, для различения авторов произведений и стилей росписи дают вазописцам «служебные» имена, которые отражают характерные черты и тематику росписи.
Чернофигурный стиль вазописи.
|
Древнегреческий оксибафон с краснофигурной росписью.
|
Портлендская ваза.
|