Евхаристия
(от греческого eucharistia — благодарение)
Церковное таинство, которое также именуется таинством причащения. Таинство евхаристии установлено на Тайной Вечере Иисусом Христом. Является одним из семи таинств православной церкви, причащение на литургии хлебом и вином (Святыми Дарами) присутствующих. Они готовятся и освящаются во время литургии.
Совершается в память о последней трапезе Иисуса с учениками, во время которой преломлённый им хлеб и вино чудесным образом претворились в кровь и плоть Сына Божия (Мф. XXVI, 17-35, Мк. XIV, 12-31, Лк. XXII, 17-38). Учреждённое самим Христом таинство причащения преобразует крёстную жертву Спасителя и делает всех причащённых причастниками тела Христова, т. е. христианской церкви.
Изображение сцены евхаристии (причащения апостолов) было широко распространено в X – XI веках. Помещается такое изображение обычно в абсиде православных храмов, то есть там, где и происходит богослужение. Включает в себя две апостольских группы, которые возглавляются Павлом и Петром, а также одно или два изображения причащающего вином Иисуса, а также прислуживающих ангелов.
Католическое учение
Католическая церковь говорит об субстанциальном и истинном присутствии Христа в таинстве евхаристии через пресуществление вина и хлеба в его Кровь и Тело. В таинстве этом Иисус возобновляет жертву, которую принёс Богу Отцу при посредстве назначенного им совершителя таинства (священника) и распространяет её на тех, кто участвует в ней.
Как богослужение, евхаристия именуется мессой, а в качестве таинства – причащением. Хлеб, который подают верующим для причащения – пресный (в Западной церкви) и квасной (в Восточной церкви). Вино смешано с небольшим количеством воды. Это имеет символический смысл, и означает двуединство во Христе человеческого и божественного начал.
После освящения причастие больше не считается обычным вином и хлебом, но они сохраняют свои внешние качества, под видом которых в них присутствует сам Христос. Святых Даров может приобщиться любой крещёный, но благодатны они будут лишь в том случае, если причащающийся пребывает в состоянии благодати, т. е. не свершил смертного греха и не отлучён от церкви. В Западной церкви к причастию допускаются лишь те, кто постился и достиг возраста причастия. Католики, которые достигли возраста причастия, должны присутствовать на мессе по воскресным и праздничным дням. Причащаются хотя бы раз в год, на Пасху, а также перед смертью (viaticum — пища для последнего странствия).
Протестантизм
Протестанты выступают против «механистических» воззрений на евхаристию и понимают её как обетование милости и прощения к верующим силою жертвы Христа. Лютеране настаивают на «реальном присутствии» Христа в веществах евхаристии. Кальвин и реформаторские церкви учат лишь о «духовном» присутствии в вине и хлебе Крови и Тела Христовых. Прочие протестанты понимают «преломление хлебов» как символическое напоминание о Тайной вечере, в которой Христос укрепляет и пробуждает веру причастников.
И даже квакеры или Армия спасения, отрицающие внешнее таинство, верят, что приобщаются к некой духовной реальности. Англиканская церковь проповедует реальное присутствие Крови и Тела и о «жертве хвалы и благодарения». Отношение «высокой протестантской церкви» к таинству евхаристии близко к католическому.
Некоторые протестантские ветви указывают на то, что нужно вернуться к апостольскому пути церковной жизни. В Деяниях Святых Апостолов указывается, что первые ученики «единодушно пребывали в храме каждый день, и, преломляя хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердечной». В древности Евхаристия сочеталась с агапой, т. е. братской трапезой.
Фреска собора св. Софии в Охриде. Македония.
|
"Диспут" (спор о причастии). Станцы Рафаэля. 1509 г.
|