Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Храмовые абсиды

Апсиды церкви Покрова Богородицы на Нерли близ г. Владимира. 1165 г. Абсида – это одна из наиболее распространённых архитектурных форм. Под абсидой подразумевается полукруглая, гранёная или прямоугольная ниша, с помощью которой пространство помещения становится шире. Перекрыта сводом или конхой. Основная функция абсиды в храме христиан – завершение алтарного пространства, где располагается епископский трон, ситрон или горнее место.

Имеются два варианта алтарных абсид, которые исходят из позднеантичной архитектуры: выступающая наружу и полукруглая (римская церковь Петра-апостола), а также характерная для сирийских памятников, полукруглая изнутри и не выступающая наружу форма.

Вторая форма располагается между пастофориями, как в церкви Умножения Хлебов и Рыб в Эйн-Ха-Шиве (Эт-Табге), а также в иерусалимском храме Гроба Господня. Один из вариантов абсиды мог замещаться выступом, прямоугольным изнутри и снаружи. Абсида Церквиь Илии Пророка. (Старица, Россия) Подобная абсида есть в церкви Санти-Феличе э Фортунато в Винченце. Второй вариант может замещаться тремя помещениями, прямоугольными изнутри, которые закрыты алтарной стеной с внешней стороны, как ряд сирийских построек, а также абсид в церкви в Дар-Ките.

Храмовый центральный неф также может завершаться абсидой, подобно прочим храмовым нефам и восточным пастофориям, также как и центральный западный неф (как у раннероманских и каролингских германских базилик, у которых есть дополнительные алтари на западе).

Также абсидой может заканчиваться южный или северный трансепт (кутаисский собор девятого века, афонские памятники, вторая Вифлеемская церковь Рождества шестого века). Или абсида может иметь и ту, и другую особенности, подобно постройкам в Сен-Жермен-де-Пре (IX век) или в Эчмиадзине (V век). Интересно то, что в данных постройках не всегда ясна функция абсид.

Алтарная абсида Крестовоздвиженского собора (Верхотурье, Россия) Самого скрупулёзного внимания исследователей заслуживают три нефа, которые находятся в главной церкви монастыря преподобного Симеона Столпника Старшего и заканчиваются абсидой. Расположены они невдалеке от Антиохии (V век). Данное завершение, объединённое с пастофориями или без них, переросло в трёхчастно- трёхабсидное алтарное пространство, с диаконником и жертвенником. Такая разновидность абсид в частности присуща для Древней Руси и в общем для всего восточного христианства.

В храме христиан абсида, которая выступает наружу, может иметь прямоугольную, полукруглую или многогранную форму, которая делает её ещё более интересной для изучения и наблюдения архитекторов.


Абсида базилики Сан-Сернен в Тулузе
Базилика
Сан-Сернен.
Тулуза, Франция.

Абсиды. Церковь Одигитрии (г. Вязьма, Россия)
Церковь Одигитрии.
Вязьма, Россия.

Трёхнефная абсида Спасо-Преображенского собора (г. Болхов, Россия)
Спасо-Преображенский
собор.
Болхов, Россия.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»