Архаический период: декоративная скульптура
Искусство архаической эпохи, протянувшейся от седьмого до шестого века до н.э., характеризуется расцветом монументальной скульптуры, каменной архитектуры, расписной керамики.
Возрастает интерес к образу человека, который выражается в пропорциях архитектурных ордеров, в создании статуй юношей и девушек, отличающихся совершенной красотой, в сложных мифологических композициях, изображённых вазописцами на поверхности керамических сосудов.
В данный период наступает особенно яркий расцвет архитектуры. Она стала мощным средством выражения общественных и личных чувств, вызывая гармоничными пропорциями в человеке ощущение величественности бытия.
Одним из весомых достижений древнегреческого искусства архаического периода является декоративная скульптура.
В образах архитектуры и скульптуры древних греков предельно обобщены главные идеи времени. Как и в могучих формах пронизанных напряжением колонн, так и в скульптурном декоре метоп, фризов и фронтонов воплощались не мелкие, а глобальные и всеобъемлющие чувства.
События особенной важности изображались на фронтонах треугольной формы.
В дорических храмах рельефами украшались метопы – квадратные плиты. В ионических храмах непрерывная лента фриза давала возможность представить динамические многофигурные сцены. Сущность этих композиционных скульптур состояла не только в сюжетной занимательности и декоративности, а также и в общем облике храма периода архаики, в пластическом изображении мощи человека, способного победить самые злые и тёмные силы.
Особенно популярно было изображение схваток героев и богов с жуткими чудищами, изображалась борьба, созвучная напряжению архитектурных форм.
Изваяния дорического храма Артемиды на острове Корфу наилучшим образом выдержали испытание прошедших столетий. На рельефах храма изображено несколько тематических сюжетов. В центре изображена горгона Медуза, побеждённая Персеем. Слева – эпизод Троянской войны, справа – битва олимпийцев с гигантами. Эти сцены с различным сюжетом объединяет идея борьбы, которая охватила все мировые сферы.
Массивность пластических объёмов в архаической скульптуре как правило смягчается декоративностью раскраски и деталей.
Аполлон Тенейский. Ок. 560—550 до н.э. Мюнхенская глиптотека.
|
Надгробный сфинкс. 560—550 гг. до н.э. Археологический музей Афины.
|
Мюнхенский курос. Ок. 540 г. до. н.э. Мюнхенская глиптотека.
|