Классический период: история скульптуры
Значительное место в раннеклассическом периоде в искусстве Древней Греции (рубеж VI – V веков до н.э.) занимает декоративная скульптура.
Несмотря на то, что от архаического периода в скульптурах сохранилась симметрия композиции, условность искусства эпохи архаики в эгинских фронтонах начинает преодолеваться.
Начинают создаваться круглые скульптуры, фигуры объединяются одним действием, при изображении человека исчезает неловкость и скованность, движение становится более естественным и свободным, показывается более совершенно.
Во второй четверти пятого века до н.э. в греческом искусстве происходят немалые перемены. Ярким свидетельством этому являются созданные из мрамора статуи фронтонов храма Зевса в Олимпии.
В сдержанной и проникнутой торжественностью восточной композиции отображён момент перед состязанием царя Эномая и героя Пелопса. Рядом с величественным Зевсом показаны соперники, а далее – женские лирические образы. По бокам – лошади и колесницы, мальчик, прорицатель, возничие. Отдельные фигуры представлены в сложных позах – в неудобном, словно промежуточном положении между действием и покоем, стоящими на одном колене.
В углах фронтона более статичные фигуры в полулежачем положении – олицетворения олимпийских рек Алфея и Кладея, которые персонифицированы в изваяниях и воспринимаются словно оригинальный пейзаж в пластике.
В композиции появляется красноречивый язык поз и жестов, присущий ранней классике. Поворот головы Зевса убеждает зрителя в том, что победителем станет стоящий перед ним и задумчиво сосредоточенный Пелопс, а не стоящий подбоченясь самоуверенный Эномай. В тему проникнутого торжеством настроения вплетаются ноты ощущения нежданной беды и настороженности. Пригорюнилась Гипподамия, опечален жрец-прорицатель.
В расположении фигур западного фронтона, где возле Аполлона изображены греки, сражающиеся с кентаврами, ощущается меньше торжественности и больше динамичности. Античный поэт Овидий повествует о бесчинствах, творимых кентавром Эвритом и прочими «тучеродными зверями» на свадьбе Пирифоя:
"С Гипподамией свой брак справлял Пирифой Иксионов.
Вот тучеродных зверей - лишь столы порасставлены были -
Он приглашает возлечь в затенённой дубравной пещере...
Вдруг замешался весь пир, столы опрокинуты. Силой
Схвачена за волоса молодая супружница.
Эврит Гипподамию влачит, другие - которых желали
Или могли захватить". |
Дейдамия. Западный фронтон храма Зевса. 460-456 гг. до н.э. Мрамор. Олимпия. Музей.
|
Прорицатель, прислужница. Фрагмент восточного фронтона храма Зевса. 460-456 гг. до н.э. Мрамор. Олимпия. Музей.
|
Голова Аполлона с западного фронтона храма Зевса в Олимпии. 470—456 гг. до н.э. Мрамор. Олимпия, Музей.
|