Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Холмогорская резная кость


Холмогорская резная кость Холмогорская резная кость – традиционный художественный народный промысел. Резьба по кости возникла в Архангельской области, в Холмогорах в семнадцатом веке. Холмогорская резьба по кости существует уже порядка четырёхсот лет.

В восемнадцатом веке мода на бытовые изделия из кости: шахматы, шкатулки, гребни, туалетные коробочки, чарки, табакерки, деревянные ларцы-теремки, которые оклеивались костяными пластинками, окрашенными в жёлтый, коричневый или оранжевый цвет, способствовала развитию искусства Холмогорской резной кости.

Изделия декорировались ажурной резьбой «на проём» и гравировкой. Ажурная резьба «на проём» - это подкладка под резьбу слюды или цветной фольги, которые усиливали декоративность. В центре предмета размещалось сюжетное изображение – охотничья или бытовая сцена. Орнамент составляли ягоды, веточки, зигзаги или завитки. В технике низкого и высокого рельефа создавались иконы, кресты, портреты царей на кубках и прочие фигурные изображения.

Портрет Ф.И. Шубина (Н.Д. Буторин) Резная холмогорская кость объединяет черты городского и крестьянского искусства. Немецкие и нидерландские образы, западные гравюры, с которыми холмогорские мастера могли ознакомиться в петербургских коллекциях, повлияли на их мастерство.

Во второй половине восемнадцатого века местные художники, применяя творческое воображение, перерабатывают темы профессионального искусства. Для орнамента становятся характерны изображения местных растений и животных.

Мастерам этого направления свойственно богатое и образное воображение, тонкая передача национальных мотивов. Артистично созданные поделки холмогорских мастеров вошли в фонд выдающихся изделий русского декоративно-прикладного искусства. Для работы холмогорские мастера использовали мамонтовую и моржовую кость, цевку, изготавливая из них как повседневные вещи, так и предметы роскоши. Их заказчиками стал не только царский двор, но и храмы с монастырями.

Обобщённостью силуэта и формы, простотой и симметричностью орнамента, применением плоской резьбы отличаются изделия Ф.Я. Лопаткина, Евсея Головина, О.Х. Дудина и др.

Холмогорская художественная резьба по кости В девятнадцатом веке в Холмогорах трудились семьи Калашниковых, Шубиных, Угольниковых, однако промысел постепенно шёл на спад. К началу двадцатого века искусство резьбы по кости фактически прекращает своё существование и подобным творчеством продолжают заниматься только единицы.


Кубки с портретами (Мастерская О. Дудина)
Кубки с портретами.
Мастерская
О. Дудина.

Набор курительный (В. Просвирнин, 1987 г.)
Набор курительный. Зуб кашалота.
В. Просвирин. 1987 г.

Коробочка (В. Ватлин, 1993 г.)
Коробочка. Кость мамонтовая.
В. Виталин. 1993 г.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»