Левый фронт искусства: программа
Левый фронт искусства (ЛЕФ) – это художественно-литературное объединение. Было образовано в конце 1922 г в Москве. Членами объединения были художники (Б.Ф. Степанова, В.Е. Татлин, А.М. Родченко), поэты (В.В. Каменский, П.В. Незнамов, Н.Н. Асеев, С.И. Кирсанов и др.).
До 1927 г в ЛЕФ входил Б.Л. Пастернак. В состав общества также входили теоретики и критики искусства Б.А. Кушнер, А.М. Лавинский, В.Б. Школовский и пр. Возглавлял ЛЕФ В.В. Маяковский.
Выдвинутая объединением программа производственного искусства повлияла на возникновение художественного советского конструирования. Сочетая новаторство в духе пролеткульта с футуризмом, члены ЛЕФа пропагандировали крайне фантастическую идею создания определённого «производственного» искусства, которое призвано выполнять в обществе утилитарную функцию, то есть обеспечить наиболее благоприятную атмосферу для материального производства.
Искусство, по мнению членов ЛЕФа, является элементом технического строительства. Оно должно быть лишено психологизма, вымысла, личностного начала и пр.
Лефовцы не принимали многие традиционные виды художественного творчества. К таким видам относилась в изобразительном искусстве и станковая картина. В литературе это был художественный вымысел. Любопытно, что это фактически противоречило творчеству поэтов ЛЕФ и, прежде всего, - поэзии Маяковского. Отрицаемым видам искусства противопоставлялась «литература факта», т.е. документальная литература.
Под эгидой объединения издавались журналы «ЛЕФ», 1923 – 1925 г и «Новый ЛЕФ», 1927 – 1928 г. Они выпускались под редакцией Маяковского.
В период «Нового ЛЕФа» Левый фронт искусства провозглашает теорию «литературы факта». При этом была выдвинута необходимость «продумывания методов точной фиксации фактов».
«Невыдуманная литература факта», по мнению членов общества, гораздо выше «надуманной беллетристики». О. Брик, например, считает, что «люди предпочитают настоящие факты во всей их реальности, даже если они слабо связаны между собой, самым лучшим сюжетным построениям беллетристики».
Однако, в прочих высказываниях ЛЕФовцев признаётся определённая необходимость отбора фактов. При этом, по их мнению, проблема критерия отбора – это проблема писательского мировоззрения.
 Журнал ЛЕФ. Обложка А.Родченко.
|
 Борис Леонидович Пастернак.
|
 Первый номер журналаЛЕФ. Март 1923 г.
|