Нанга
(Южная школа живописи)
Нанга – это живопись южной школы или бундзинга (живопись образованных людей). Это школа японской живописи тушью.
Данное направление японской живописи сформировалось в восемнадцатом веке под влиянием Южной китайской школы «Вэньжэньхуа» (в переводе это значит «картины культурных людей»).
Адепты данной школы в Китае противопоставляли себя художникам Академии. Они проповедовали в искусстве дилетантизм, который, как они считали, являлся условием личной свободы и свободного творчества.
Живописцы данного направления осмыслили цели и задачи искусства совершенно по-новому.
Осознание ценности личности живописца находит отражение в формировании образа жизни художника или «интеллектуала, знаменитости», как зачастую называли последователей Южной школы.
Художниками данной школы являлись учёные-конфуцианцы. Для их творчества был свойственен широкий диапазон приёмов и тем. Они внесли в живопись оригинальность мировидения и пейзажной трактовки, поэтическую непосредственность.
В основном они писали монохромные картины в китайском стиле. Эти картины были написаны тушью и дополнялись каллиграфически написанными китайскими стихами.
Зарождение в Японии китайской Южной школы было связано с приездом в Нагасаки в 1720-м году китайских художников.
Творчество первых представителей данной школы – Сакаки Хуакуссэна (1679 – 1752 гг.), Гиона Нанкая (1676 – 1751 г.), Янагисава Киена (1704 – 1758 гг.) характеризуется стремлением к подражанию или даже к имитированию китайских картин.
Во второй половине восемнадцатого века идеи Южной китайской школы начинают усваиваться, происходит их творческая переработка. Появляются оригинальные художники – представители школы Нанга. Это Икэно Тайга и Ёса Бусон.
Любопытно, что оба художника принадлежат к интеллектуальной элите Киото (Бусон в 1751 году переселяется в Киото). Эти живописцы относятся к группе Хигасияма, куда входят учёные и художники.
Это объединение возникает не на основе родства социального положения, а на взаимном интересе к культуре и философии Китая. Вековые культурные традиции Киото явились благоприятной средой для развития Южной школы.
Последующий период развития школы Нанга – популяризация её по всей Японии. Распространению идей Южной школы в большой мере способствовали ученики Икэно Тайга.
Среди них особенного внимания достоин Кенкадё, который прошёл у Тайга обучение с двенадцатилетнего возраста, но известность получил больше не как живописец, а как коллекционер и покровитель искусства.
Весенний пейзаж во время солнца и дождя. Йоса Бусон.
|
Рыбная ловля весной. Икэ но Тайга.
|
Рыбная ловля. Икэ но Тайга.
|