Поздняя классика: особенности архитектуры
С утратой гражданственного фундамента высокой классики в искусстве четвёртого века до н.э. появляются новые черты.
Нарушение в жизни города-полиса гармонии вызвало перемены в художественном отражении мира. Заказчик частный становится важнее общественного.
У мастеров преобладает интерес не к божественным, а к человеческим образам. Художников начинает привлекать чувственность, а не рационализм. Скульптура и архитектура играет всё большее значение, тогда как вазописи уделяется всё меньшее внимание.
Ярким примером того времени служит святилище бога врачевания Асклепия в Эпидавре. Там было множество построек, в том числе и мраморный концертный зал (фимела). Этот зал украшали снаружи двадцать дорических колонн, а внутри – четырнадцать коринфских.
Гармоничной красотой форм центральный зал создавал настроение умиротворённости и покоя, а также закрытости и отрешённости человека от суеты внешнего мира. Древние ведь не случайно полагали, что круг является выражением покоя и совершенства. Подобная архитектура способствовала лучшему проникновению в сферу музыки, помогала забыть о насущных заботах и досадных мелочах.
Театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим, является одним из лучших театров Греции. Он поражает своей акустикой, благодаря которой шёпотом произнесённое на сцене слово было слышно даже в последних рядах. Сыграл свою роль в подобной чудесной акустике и особенный рельеф, и профилировка сидений, и угол наклона скамей театрона, и та тщательность, с которой древние греки выбрали место для театра.
Искусственные декорации заменяла реальная природа – именно на фоне живописных пейзажей реальной природы разворачивалось представление. Зелёные бескрайние долины или высокие горы, небо – то облачное, то ясное, оттеняли своей реальностью условность театрального действия, которое шло с использованием котурн и масок, и было в достаточной мере обобщено и символично.
В четвёртом веке в малоазийских городах велось бурное строительство. Там превалировали здания ионического ордера. В этот период создаются храм Артемиды Эфесской, который был восстановлен на месте сгоревшего в 356-м году, Львиная гробница в Книде, храмы Афины в Приене и Артемиды в Сардах, Аполлона в Дидимах. Грандиознейшим сооружением, одним из семи чудес света являлся и галикарнасский мавзолей, о котором писал Павсаний.
Театр в Эпидавре, IV в. до н.э., Греция.
|
Храм Аполлона в Дидимах, IV в. до н.э., Греция.
|