Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Канон


(от греч. kanon – мерило, правило)

Канон 1) Консервативная, традиционная, не изменяемая и не повергающаяся пересмотру совокупность правил, норм и законов в различных сферах жизни и деятельности человека.

2) В искусстве – нормы колорита и композиции, иконография определённого типа изображения, система пропорций или другой нормативный образец. При помощи канона задаётся совокупность правил или художественных приёмов, которые обязательны в тот или иной период времени.

Каноном также называют произведение, которое служит нормативным образцом. Каноны, которые были связаны с религиозными ритуалами, преобладали в искусстве Средних веков и Древнего Египта.

Творческие люди периода Возрождения и времён Античности пытались просчитать математически обусловленные, неизменные правила изображения человеческой фигуры. Согласно определению профессора А. Ф. Лосева, канон – это структурно-количественная модель художественного произведения такого стиля, который можно интерпретировать как принцип создания определённого множества произведений, и который является при этом выразителем каких-либо исторически-социальных показателей.

3) В музыке канон – это полифоническое произведение, в котором главная мелодия сопровождается ей подобными. Эти мелодии вступают через определённый временной промежуток после её начала. Звучащая с самого начала канона мелодия называется пропостой. Позже вступающие голоса называются риспостами.

Начало простого четырехголосного канона (ноты) Иногда можно встретить и латинские обозначения: dux – «вождь», comes – «спутник». При этом спутники должны или точно совпадать с ведущей мелодией – простой канон, или быть из неё созданными по некоторым правилам.

Наиболее известные примеры канонов – простые (к примеру, «Братец Яков»). До вычленения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, также, как и другие полифонически-имитационные произведения, зачастую именовались фугами.

В соответствии с определёнными параметрами, существует классификация канонов.
Игра на каноне Классификация происходит по количеству голосов, наличию обращения или возвратного движения голосов, интервалу между первыми нотами риспосты и пропосты, точностью повторения интервалов пропосты риспостами, временной разнице между вступлениями голосов, темпами риспост.

4) Канон – жанр церковной гимнографии. Многострофное сложное произведение, которое посвящено прославлению какого-то святого или праздника. Канон входит в состав богослужений на утрени.

5) Канон – струнный восточный музыкальный инструмент, который имеет форму трапециевидной цитры и используется в основном для сопровождения основанной на мугаме традиционной музыки. Широко распространён во всех восточных странах. По всей вероятности, канон происходит от древнеегипетской арфы. Он является инструментом, родственным цимбале, цитре и гуслям. Впервые упомянут в арабских источниках десятого века. Музыкальный инструмент, названный каноном, выглядит как плоский ящик из дерева, прямоугольной или трапециевидной формы.


Канон церковного пения
Канон церковного
пения.

Армянский канон
Армянский
канон.

Икона по византийскому канону
Икона по
византийскому
канону.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»