Творчество Жана-Батиста Удри
Французский художник, мастер монументально-декоративного натюрморта.
Мастерство Удри не просто оценили, достоверные в каждой детали, при умелом композиционном решении, а главное – очень актуальные, работы художника пересекли границы Франции и уютно расположились в королевских резиденциях по всей Европе. Теперь охотничьи сцены Удри восхищали Версаль, Марли, Фонтенбло, Стокгольм, Лондон.
Высокопоставленные любители охоты находили картины художника очень реалистичными, интересными, с филигранно выполненными мельчайшими деталями, без которых сюжет не был бы так интересен Заказов стало так много, что мастер начал копировать собственные картины, сюжет и композиция которых были, по мнению автора, очень удачными.
Самые лучшие работы Удри выставляет в Больших апартаментах Версальского дворца, 26 работ художника открыли его выставку в 1726 году.
Вскоре Удри стал работать для ковровых мануфактур Гобеленов в Бове. На должности художественного директора, которая была предложена в 1734 году, Жак-Батист выполняет подготовительный картон. Карьера на мануфактуре к 1736 году достигла должности старшего инспектора. Работая с материалом для ковров, Удри снова возвращается к сценам на охоте, на этот раз рисунки переносятся на шпалеры. До нас дошли некоторые его картины, разработанные для мануфактуры в Бове, - «Новые Охоты» (1727 г.), «Сельские забавы» (1730 г.), «Комедии Мольера» (1732 г.), «Метаморфозы Овидия».
Постепенно Удри отходит от детализированных вещей, которые приводили в восторг его почитателей. Теперь работы его пронизаны свободой и драматизмом. Картины его – подлинные примеры стиля рококо. Живописные полотна художника украшали и царские дворцы в России. Петербургский Эрмитаж – хранитель «Натюрморта с фруктами», выполненного мастером в 1721 году.
Частные заказы для Удри достигали немыслимых размеров. В эти плодотворные для художника годы создана блестящая, выполненная на вершине мастерства коллекция рисунков и картин. Ее владельцу, герцогу Макленбургскому, досталось истинное сокровище. Здесь Удри продемонстрировал себя во всех подвластных ему жанрах. В его работах можно увидеть экзотических животных, «портреты» королевских собак, а главное - поиски и талантливые находки художественных решений. Несомненно, что Удри - лучший художник-пейзажист эпохи рококо.
В более поздних произведения мастера снова появляются приемы «обманки». На этот раз художник пишет пейзажи Шверина ( «Весна»» 1749 г.). И вновь он стремится к скурпулезной точности в деталях, во всем - тщательность проработки, и в этом - истинный Удри («Заяц и баранья нога», 1742 г., Кливленд, музей; «Натюрморт с фазаном», 1753 г., Париж, Лувр; «Головы оленей» в охотничьих апартаментах замка Фонтенбло, «Натюрморт с дичью», Сан-Франциско, Дворец Почетного легиона). Художник делает рисунки в технике акварели («Альбом птиц», Кембридж, Массачусетс, музей Фогг), картоны для шпалер («Цапля», Париж, Лувр), делает 275 иллюстраций к «Басням Лафонтена», 38 рисунков для гравюр к «Комическому роману» П. Скаррона.
В 1982 - 1983 годах выставки Удри с огромным успехом экспонировались в Париже, Фортуорте и Канзас-Сити.
Собака на стойке перед куропаткой. Жан-Батист Удри.
|
Натюрморт с фруктами. Жан-Батист Удри.
|