Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Эмблема


Большие пожирают малых (П. Иссельбург) Эмблема (по греч. emblema – вставка) – это условное отображение идеи в пластике и рисунке, которому присваивается тот или другой смысл.

Эмблема отличается от аллегории тем, что она возможна лишь в пластических искусствах. От символа эмблема отличается тем, что смысл её иносказания не подлежит толкованиям и чётко определён. К примеру, якорь – надежда; лира – музыка, Кадуцей Меркурия – торговля; змея, кусающая свой хвост – вечность.

Эмблемам присуща ясность и простота. Зритель должен видеть в них именно то, что ему намеревались сказать. В символы же, напротив, вкладывается содержание, которое может трактоваться в независимости от намерений художника. Символ – это воплощение идеи, эмблема – это условный знак, который её заменяет, её иероглиф. В символе выражена неопределённая, колеблющаяся группа пережитых впечатлений. Она не существует для самого художника в виде отвлечённого обобщения, так как художник мыслит образами, а не изобретает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, возникает эмблема. Это не символ, а аллегория – прозаическая схема, уже готовая идея, которая одета в оболочку реального образа.

Поэтому «Ночь» Микеланджело или барельеф, который изображён Иваном Тургеневым в белом стихе «Necessitas-Vis-Libertas» - это не эмблемы, а символы, которые дают ход мысли и её усложняют.

Эмблема мудрости (Д.Уитер) Слово эмблема у римлян и греков значило рельефные украшения на изделии из другого материала. К примеру, серебряную фигуру на бронзовой вазе. Затем это слово стало обозначать всякие наборные художественные и ремесленные произведения, такие к примеру, как вещи, созданные из разноцветного и разнородного материала, мозаичные полы, вышивки на бордюрах одежд, декоративные группы предметов в стенной живописи, украшения на предметах мебели и пр.

Своё современное значение слово эмблема получает только в шестнадцатом – семнадцатом веках, когда аллегории были очень популярны и когда в эмблемы перелагали все сферы знаний, от политики до грамматики и от богословия до химии. Библиография уделяет особое внимание множеству сборников эмблем. Как правило эти сборники прекрасно изданы и интересны для истории декоративных искусств. Особенно знамениты стали «Эмблемы» миланца Альциата, 1531 г.


Эмблема ортопедии
Эмблема ортопедии.

Пришел, увидел, победил
Пришел, увидел, победил.

Миром и согласием малое прирастает
Миром и согласием малое
прирастает.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»