Эмблема
Эмблема (по греч. emblema – вставка) – это условное отображение идеи в пластике и рисунке, которому присваивается тот или другой смысл.
Эмблема отличается от аллегории тем, что она возможна лишь в пластических искусствах. От символа эмблема отличается тем, что смысл её иносказания не подлежит толкованиям и чётко определён. К примеру, якорь – надежда; лира – музыка, Кадуцей Меркурия – торговля; змея, кусающая свой хвост – вечность.
Эмблемам присуща ясность и простота. Зритель должен видеть в них именно то, что ему намеревались сказать. В символы же, напротив, вкладывается содержание, которое может трактоваться в независимости от намерений художника. Символ – это воплощение идеи, эмблема – это условный знак, который её заменяет, её иероглиф. В символе выражена неопределённая, колеблющаяся группа пережитых впечатлений. Она не существует для самого художника в виде отвлечённого обобщения, так как художник мыслит образами, а не изобретает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, возникает эмблема. Это не символ, а аллегория – прозаическая схема, уже готовая идея, которая одета в оболочку реального образа.
Поэтому «Ночь» Микеланджело или барельеф, который изображён Иваном Тургеневым в белом стихе «Necessitas-Vis-Libertas» - это не эмблемы, а символы, которые дают ход мысли и её усложняют.
Слово эмблема у римлян и греков значило рельефные украшения на изделии из другого материала. К примеру, серебряную фигуру на бронзовой вазе. Затем это слово стало обозначать всякие наборные художественные и ремесленные произведения, такие к примеру, как вещи, созданные из разноцветного и разнородного материала, мозаичные полы, вышивки на бордюрах одежд, декоративные группы предметов в стенной живописи, украшения на предметах мебели и пр.
Своё современное значение слово эмблема получает только в шестнадцатом – семнадцатом веках, когда аллегории были очень популярны и когда в эмблемы перелагали все сферы знаний, от политики до грамматики и от богословия до химии. Библиография уделяет особое внимание множеству сборников эмблем. Как правило эти сборники прекрасно изданы и интересны для истории декоративных искусств. Особенно знамениты стали «Эмблемы» миланца Альциата, 1531 г.
Эмблема ортопедии.
|
Пришел, увидел, победил.
|
Миром и согласием малое прирастает.
|