Обнаженная натура
Обнажённая натура – это женская или мужская модель, позирующая художникам обнажённой. В классической древности, когда нагота считалась торжественным, праздничным обличием, появилась необходимость в изучении и воссоздании прекрасного обнажённого тела человека. До наших дней сохранилось имя Фрины – обнажённой модели Праксителя – греческого скульптора IV в. до н.э.
Художники эпохи Ренессанса, взволнованные торжественным величием и красотой периода античности, продолжили развитие темы воплощения человеческой красоты. С XV – XVI веков изображение обнажённой натуры стало апогеем творческого мастерства художника, так как требовало от мастера владения перспективой, композицией, пластической анатомией, умением передать в пространстве наиболее сложные человеческие движения и любые ракурсы.
Обнажённая натура представляет собой саму основу искусства. Человек не может себе вообразить форму более совершенную, чем очертания его собственного тела, которое создано по божьему образу и подобию. Обнажённая натура, столь естественная в восхитительном греческом климате, в период юности человечества, когда искусства и поэзия расцветали, как цветы по весне, породила таких прекрасных мастеров, как Зевксис, Апеллес, Полигнот, Агасий, Агесандр, Фидий, Клеомен, Лисипп. Так же, как в более поздний период она породила Микеланджело и прочих божественных творцов периода Ренессанса.
И если на протяжении практически всех Средних веков изображение обнажённой человеческой натуры пребывает фактически под запретом из-за давления церкви, то уже с XVI века подобные образы превращаются в основную тему вдохновения для художников. Особая роль в продвижении подобных произведений принадлежит Микеланджело и Рафаэлю. Благодаря им обнажённая натура становится одним из лейтмотивов искусства Ренессанса.
С момента их творчества обнажённая натура начинает фигурировать в самых различных сюжетах изобразительного искусства, а также в декоре и орнаменте.
Апогея изображение обнажённого человеческого тела достигает в Венеции, где подобные произведения проникнуты особой чувственностью. В Венеции появляется особый тип красоты по-венециански, который впервые появляется в работах Беллини («Молодая женщина за туалетом») и расцветает в «Венере» Джорджоне.
В дальнейшие столетия создание картин, отображающих обнажённое тело, ещё более возрастает.
Купание красного коня. К. Петров-Водкин. 1912 г.
|
Три грации. Рафаэль Санти. 1503-1504 гг.
|
Молодая женщина за туалетом. Джованни Беллини 1515 г.
|