Экслибрис
(от лат. ex libris — из книг)
Экслибрис – книжный знак, который говорит о том, что данная книга принадлежит определённому владельцу. Это бумажный ярлык, который наклеивается на книгу, в основном на внутреннюю сторону переплёта.
Есть разные типы экслибрисов – шрифтовые, в которых значатся лишь фамилия и имя владельца, а также художественные, оформленные в виде рисунка, который, в большинстве случаев, образно и лаконично говорит о составе библиотеки или интересах и профессии владельца. По технике исполнения книжные знаки подразделяются на цинкографические, выполненные в определённом материале (гравюры на дереве, меди (офорт), оргстекле, линолеуме), а также простые штемпельные – в виде типографского набора.
Первые экслибрисы были созданы почти сразу после появления книгопечатания. Первоначально в Германии шестнадцатого века. Первые экслибрисы разрабатывали такие известные художники, как Хольбейн Младший, Дюрер, Л. Кранах Старший и др. В России экслибрисы были введены при Петре I. Сподвижники царя – Д. Голицын, Я. Брюс, Р. Арескин, А. Лефорт – имели книжные знаки.
До девятнадцатого века часть личных библиотек принадлежала знатным дворянам, поэтому основная часть экслибрисов была геральдической, с изображением родового герба его хозяина.
Вензелевые книжные знаки приобретали всё большую популярность. В девятнадцатом веке крупные библиотеки имели учёные, писатели, художники, просвещённая буржуазия. Поэтому гербовый экслибрис постепенно был вытеснен художественным или сюжетным.
Расцвет художественного экслибриса в России наступает в первой половине двадцатого века. В его создании принимают участие члены «Мира искусства»: художники Е. Лансере, Г. Нарбут, К. Сомов, А. Бенуа, И. Билибин, М. Добужинский, С. Чехонин, Е. Митрохин и др.
В 1920-х – 1930-х гг. в создании книжного знака приняли участие такие мастера графики, как А. Кравченко, Н. Пискарёв, Н. Купреянов, В. Фаворский, Н. Бриммер, П. Шиллинговский и др. После войны экслибрис писали такие известные художники, как Г. Кравцов, Е. Голяховский, Н. Калита, А. Калашников, В. Фролов, М. Верхоланцев, Г. Ратнер, Н. Калита, В. Картович и пр.
Сюжеты книжных знаков отображают внутренний мир и характер их хозяев. Есть коллекционеры, у которых имеются целые коллекции экслибрисов. В наше время подобный знак считается уже не просто библиотечной меткой, а произведением особой разновидности малой графики. И если в старину экслибрис оставался лишь знаком, призванным уберечь книгу от хищения, то со временем он стал ещё и знаком уважения хозяина к принадлежащей ему книге.
Экслибрис К.А. Сомова. Сюжетный экслибрис.
|
Экслибрис Александра II. Вензельный знак.
|
Экслибрис А.Ф. Смирдина. Шрифтовой знак.
|