Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Экслибрис


(от лат. ex libris — из книг)

Экслибрис В.Я. Адарюкова Экслибрис – книжный знак, который говорит о том, что данная книга принадлежит определённому владельцу. Это бумажный ярлык, который наклеивается на книгу, в основном на внутреннюю сторону переплёта.

Есть разные типы экслибрисов – шрифтовые, в которых значатся лишь фамилия и имя владельца, а также художественные, оформленные в виде рисунка, который, в большинстве случаев, образно и лаконично говорит о составе библиотеки или интересах и профессии владельца. По технике исполнения книжные знаки подразделяются на цинкографические, выполненные в определённом материале (гравюры на дереве, меди (офорт), оргстекле, линолеуме), а также простые штемпельные – в виде типографского набора.

Первые экслибрисы были созданы почти сразу после появления книгопечатания. Первоначально в Германии шестнадцатого века. Первые экслибрисы разрабатывали такие известные художники, как Хольбейн Младший, Дюрер, Л. Кранах Старший и др. В России экслибрисы были введены при Петре I. Сподвижники царя – Д. Голицын, Я. Брюс, Р. Арескин, А. Лефорт – имели книжные знаки.

До девятнадцатого века часть личных библиотек принадлежала знатным дворянам, поэтому основная часть экслибрисов была геральдической, с изображением родового герба его хозяина.

Вензелевые книжные знаки приобретали всё большую популярность. В девятнадцатом веке крупные библиотеки имели учёные, писатели, художники, просвещённая буржуазия. Поэтому гербовый экслибрис постепенно был вытеснен художественным или сюжетным.

Расцвет художественного экслибриса в России наступает в первой половине двадцатого века. В его создании принимают участие члены «Мира искусства»: художники Е. Лансере, Г. Нарбут, К. Сомов, А. Бенуа, И. Билибин, М. Добужинский, С. Чехонин, Е. Митрохин и др.

В 1920-х – 1930-х гг. в создании книжного знака приняли участие такие мастера графики, как А. Кравченко, Н. Пискарёв, Н. Купреянов, В. Фаворский, Н. Бриммер, П. Шиллинговский и др. После войны экслибрис писали такие известные художники, как Г. Кравцов, Е. Голяховский, Н. Калита, А. Калашников, В. Фролов, М. Верхоланцев, Г. Ратнер, Н. Калита, В. Картович и пр.

Сюжеты книжных знаков отображают внутренний мир и характер их хозяев. Есть коллекционеры, у которых имеются целые коллекции экслибрисов. В наше время подобный знак считается уже не просто библиотечной меткой, а произведением особой разновидности малой графики. И если в старину экслибрис оставался лишь знаком, призванным уберечь книгу от хищения, то со временем он стал ещё и знаком уважения хозяина к принадлежащей ему книге.

Экслибрис К.А. Сомова
Экслибрис К.А. Сомова.
Сюжетный экслибрис.

Экслибрис Александра II
Экслибрис Александра II.
Вензельный знак.

Экслибрис А.Ф. Смирдина
Экслибрис А.Ф. Смирдина.
Шрифтовой знак.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»