Народная картинка
Народная картинка – это графическое печатное произведение, которое характеризуется доходчивостью образов. Задумано для массового распространения. Выступает синонимом лубка.
Присущи сдержанность и лаконизм художественных средств: характерен грубый штрих, яркая раскраска, ориентация на декоративность эффекта, примитивная техника.
Для народных картинок свойственна развёрнутость повествования – лубочные серии, лубочные книжки-картинки, зачастую – взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи.
Лубок является разновидностью народного творчества. Он создаётся преимущественно художниками-любителями. Но к данному типу искусства относятся и профессиональные графические произведения, в которых отражены отдельные лубочно-фольклорные элементы.
Впервые лубки появляются в Китае. Эти лубки писались вручную. С VIII века они создаются на деревянных гравюрах. Ведущими техниками в европейском лубке являются гравюра на меди (появляется с XVII в), ксилография, литография (появляется с XIX века).
Европейский лубок возникает с XV века. Его развитие связано с распространением массовой изобразительной продукции позднего средневековья. К такой продукции относились бумажные иконки, которые распространялись на ярмарках и в местах паломничеств.
Религиозные образы, которые возникали в лубочных картинках, постепенно утрачивая свой иератизм, приобретали оттенок нравоучительно-наглядной занимательности.
В России лубок появляется в XVII веке. Его содержание составили в основном сказки (сказка «О Ерше Ершовиче», «Еруслан Лазаревич»), песни (“Вниз по матушке по Волге»), былины («Илья Муромец и Соловей-разбойник»), сюжеты бытового и авантюрного характера («Храбрый витязь Францыл Венециан», «Московский сбитенщик и ходебщик»), комические и сатирические тексты («Шут и шутиха», «Мыши кота погребают»), легендарно-исторические («Славное побоище Александра Македонского с царём Пором индийским», «Синопское сражение»), нравоучительные – «Семь смертных грехов» и т.п.
В восемнадцатом веке лубок в России имел композиционно-декоративное единство, которое иногда рождало впечатление настоящей монументальности. Стилистическим единством также отличалась и раскраска, которой была свойственна независимость от техник профессиональной графики.
Индийская лубочная картинка.
|
Парамошка с Савушкой в карты играл. Лубок. 1760-е г.
|
Возвращение блудного сына. Русский лубок. Начало 19 века.
|