Аверкамп Хендрик или «немой из Кампена» (de stomme van Campen) своё прозвище получил из-за глухоты. Детство будущего художника прошло в Кампене, где его отец, работавший городским аптекарем, жил с 1586 года. Учился Аверкамп в Амстердаме.
Вероятно, он был тем самым немым, который жил в Амстердаме в 1607 году у художника Питера Исакса. Тот в свою очередь являлся учеником Ханса фон Ахена и Корнелиса Кетела и был автором корпоративных портретов (Амстердам, Государственный музей, 1596 и 1599 гг.).
При этом искусство Аверкампа не было подвержено влиянию Исакса, а тяготело скорее к произведениям амстердамского художника Гиллиса ванн Конинкслоо, а также эмигрантов из Фламандии, таких как Винкбонс и прочие пейзажисты, близкие по стилю к живописи Брейгеля Бархатного. Именно у них Аверкамп взял свою любимую тему зимних пейзажей. Эти пейзажи оживлены и подняты вверх к горизонту с помощью толпы полихромных маленьких и подвижных персонажей, что свидетельствует о маньеристически-декоративном характере колорита и пейзажа. Ничем не обусловленная линейная игра древесных ветвей, тёмных на светлом фоне, аналогична приёмам Гейсберта Лейтенса и Иоса де Момпера.
Однако маньеристические фантазии Саверея и Конинкслоо чересчур далеки от приветливых работ Аверкампа. Особое внимание уделяет художник реалистическому отображению толпы. Роль деревьев в его картинах уменьшена до размеров обычных кулис. Аверкамп строго соблюдает законы уходящей вдаль перспективы, используя яркие пятна одежды лишь для того, чтобы чётче подчеркнуть монохромность своих «зимних пейзажей». Основную роль в них играет снег, светлые оттенки неба и серо-зелёные оттенки льда.
В работах художника, так же как и в произведениях его современника Эсайаса ванн де Велде, появляются первые элементы двух основных направлений живописи голландских художников: пейзажи и жанровые сцены. Пейзажи в Тондо (хранятся в лондонской Национальной галерее) предвещают ранние произведения ванн Гойена.
В своих более поздних работах Аверкамп точно определяет данную эволюцию, расширяя горизонт и небо, удлиняя формат, превращая его в прямоугольный. Локальные цвета у художника подчиняются воздушной тональности ансамбля. Его рисунки в большинстве своём представляют собой акварели, - их у Аверкампа очень много. |
|