Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Иконы: способы создания


Моление о чаше Техника написания современных икон восходит к иконописным традициям древности, которые слагались в течение двух тысячелетий. С давних времён в иконописи сложилась некая последовательность в процессе создания иконы.

В структуре иконы можно вычленить три главных этапа.

Первый этап – «роскрышь». На этой стадии цвета наносятся локально. Раскрывается поверхность изображения. Краски наносятся тонкими слоями, последовательно, начиная с наиболее тёмных тонов. При этом учитывается прозрачность и структурные особенности красок.

Следующий этап живописи называется «высветление» или для живописи тела – «охрение». Основой этого тона является охра. Это главный, моделирующий форму изображения слой, который придаёт материи форму. Он состоит из нескольких фаз – первое, второе и, если это нужно, третье высветление. Живопись лика также состоит из нескольких фаз: первое, второе охрение и «подрумянка».

Технология изготовления: нанесение красок Третий, конечный этап, носит название «оживок» или «движков». Данный этап используется только в иконописи и не встречается в прочих видах живописи.

Оживки – это короткие и быстрые светоносные удары кисти, которые наносятся в наиболее светлых местах изображения. Они словно оживляют, зажигают светом материю и форму. Такие движки символизируют отблески Божественного света, который даёт дыхание и жизнь каждому живому существу.

Для живописи лика данный этап также делится на отдельные фазы: первые оживки, проплавка или приплеск, который сочетает движки и охрение, и, наконец, окончательные оживки.

Олифа

Олифление – конечный этап, завершающий работу. Икона слегка нагревается и покрывается олифой из льна. Такое покрытие защищает икону от пыли и влаги, а также укрепляет живописный слой, сообщая ему хорошую прочность. Живопись становится более насыщенной и прозрачной.

Символика цвета в иконе

Олифление иконы Пройдя обучение у византийцев, мастера русской иконописи приняли и сохранили византийскую символику цвета. Однако русской иконе не свойственна такая строгость и пышность, как в императорской Византии. Краски на русских иконах отличаются большей живостью, яркостью и звонкостью.

К примеру, золотым светом и цветом в иконе возвещается радость. Золото на иконе символизирует Божественную благодать и красоту иного мира. Желтый цвет, наиболее близкий к золотому, является цветом высшей ангельской власти. Пурпурный цветцвет владыки – Бога на небе, императора на земле. Красный – символ Воскресения, победы жизни над смертью, и в то же время – цвет мучений и жертвы Христовой.


Оживки на иконе Спас Нерукотворный
Оживки на иконе
Спас Нерукотворный.

Икона Святой Пантелеймон (дерево, левкас, сусаальное золото, темпера)
Икона Святой Пантелеймон
Дерево, левкас,
сусаальное золото, темпера.

Святые Пантелеймон, Василий и Екатерина (дерево, левкас, масло)
Святые Пантелеймон,
Василий и Екатерина
Дерево, левкас, масло.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»