Иконы: способы создания
Техника написания современных икон восходит к иконописным традициям древности, которые слагались в течение двух тысячелетий. С давних времён в иконописи сложилась некая последовательность в процессе создания иконы.
В структуре иконы можно вычленить три главных этапа.
Первый этап – «роскрышь». На этой стадии цвета наносятся локально. Раскрывается поверхность изображения. Краски наносятся тонкими слоями, последовательно, начиная с наиболее тёмных тонов. При этом учитывается прозрачность и структурные особенности красок.
Следующий этап живописи называется «высветление» или для живописи тела – «охрение». Основой этого тона является охра. Это главный, моделирующий форму изображения слой, который придаёт материи форму. Он состоит из нескольких фаз – первое, второе и, если это нужно, третье высветление. Живопись лика также состоит из нескольких фаз: первое, второе охрение и «подрумянка».
Третий, конечный этап, носит название «оживок» или «движков». Данный этап используется только в иконописи и не встречается в прочих видах живописи.
Оживки – это короткие и быстрые светоносные удары кисти, которые наносятся в наиболее светлых местах изображения. Они словно оживляют, зажигают светом материю и форму. Такие движки символизируют отблески Божественного света, который даёт дыхание и жизнь каждому живому существу.
Для живописи лика данный этап также делится на отдельные фазы: первые оживки, проплавка или приплеск, который сочетает движки и охрение, и, наконец, окончательные оживки.
Олифа
Олифление – конечный этап, завершающий работу. Икона слегка нагревается и покрывается олифой из льна. Такое покрытие защищает икону от пыли и влаги, а также укрепляет живописный слой, сообщая ему хорошую прочность. Живопись становится более насыщенной и прозрачной.
Символика цвета в иконе
Пройдя обучение у византийцев, мастера русской иконописи приняли и сохранили византийскую символику цвета. Однако русской иконе не свойственна такая строгость и пышность, как в императорской Византии. Краски на русских иконах отличаются большей живостью, яркостью и звонкостью.
К примеру, золотым светом и цветом в иконе возвещается радость. Золото на иконе символизирует Божественную благодать и красоту иного мира. Желтый цвет, наиболее близкий к золотому, является цветом высшей ангельской власти. Пурпурный цвет – цвет владыки – Бога на небе, императора на земле. Красный – символ Воскресения, победы жизни над смертью, и в то же время – цвет мучений и жертвы Христовой.
Оживки на иконе Спас Нерукотворный.
|
Икона Святой Пантелеймон Дерево, левкас, сусаальное золото, темпера.
|
Святые Пантелеймон, Василий и Екатерина Дерево, левкас, масло.
|