Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Левый фронт искусства: теоретическая программа




Левый фронт искусства (ЛЕФ) – это художественно-литературное объединение. Было образовано в конце 1922 г в Москве. Членами объединения были художники (Б.Ф. Степанова, В.Е. Татлин, А М. Родченко), поэты (В.В. Каменский, П.В. Незнамов, Н.Н. Асеев, С.И. Кирсанов и др.). До 1927 г в ЛЕФ входил Б. Л. Пастернак. В состав общества также входили теоретики и критики искусства Б.А. Кушнер, А.М. Лавинский, В.Б. Школовский и пр. Возглавлял ЛЕФ В.В. Маяковский.

Критерии революционной практики полностью выпадают из внимания лефовцев. Ратуя за «фактографию», члены ЛЕФа протестуют против художественной литературы и художественного вымысла. Право на существование получает лишь газетный очерк на злобу дня, дневники, мемуары и прочая «документальная» литература.

«Деятели левого фронта», так же, как и «деятели Пролеткульта» и прочих «фронтов», с которыми они без конца полемизировали, полагали, что можно вынудить искусство отказаться от сложившихся в ходе исторического развития жанров почти теми же методами, с помощью которых капиталистов вынудили отказаться от своей собственности. Если в обществе господствует «диктатура пролетариата», то в искусстве, соответственно, должна быть «диктатура вкуса».

Об искусстве, которое основывается на диктатуре, в своё время заговорили футуристы Италии. Они мечтали о совершенно новом искусстве, а создали обслуживающую фашизм идеологию. «Мы использовали отдельные лозунги итальянских футуристов и верны им и по сей день», - говорил Брик в 1927 году. В качестве подходящего для теоретических воззрений лефовцев лозунга он приводил цитату из высказываний Т.Ф. Маринетти, теоретика футуризма: «…мы ратуем за восхваление лихорадочной бессонницы, наступательного движения, опасного прыжка, гимнастического шага, оплеухи и кулачного удара».

«Кулачный удар и оплеуха» стали неотъемлемыми составляющими лефовского словаря. Ревностно пропагандируя чистоту рядов литературы пролетариата, они полагали своей прямой обязанностью вовремя нанести «оплеуху» тем, «кто пытается проникнуть… сквозь недостаточно охраняемые «художественные двери», проведя с собой… всяческий вид художественного оппортунизма». Так «оплеухами и кулачными ударами» встретили лефовцы рассказы М. Зощенко, романы А. Толстого, «Зависть» Ю. Олеши и прочие произведения, которые не соответствовали их теоретическим воззрениям.

Со временем малохудожественная проза лефовцев была справедливо позабыта.

Обложки журналов ЛЕФа
Продавец рыб (В.Е. Татлин 1911 г.)
Шесть фигур (Степанова В.Ф., 1919)

В.В. Маяковский
В.В. Маяковский.

Танец. Беспредметная композиция (А.М. Родченко 1915 г.)
Танец. Беспредметная
композиция.
А. Родченко. 1915 г.

В.В. Каменский
В.В. Каменский.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»