Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Приемы изготовления узоров

Резной ганч (Узбекистан)Ганч – это материал вяжущей структуры, содержащий в себе гипс и глину. Изготовление ганча производится путем обжига, из камневидной породы.

Если нет возможности достать подлинный ганч – не беда, его всегда можно заменить обычным гипсом. Гипс обладает практически теми же свойствами. Мастера изготовляют ганчевый раствор, используя большие емкости из керамики. Гипс в формовочную рамку наливают в два этапа. Каждый гипсовый раствор приготавливается по-разному. Ганчкор имеет в своем распоряжении множество разнообразных приспособлений. Однако, для того, чтобы сделать несложный орнамент, хватит и нескольких, самых нужных инструментов. Универсальным является обычный медицинский скальпель. Также используется обыкновенная стамеска и скребки того, чтобы выбрать фон.

После того, как произведены все основные заготовки, мастера приступают к пардозам - приемам разделки узора. Выделяют четыре основные вида пардозов: лула-пардоз, пах-пардоз, чока-пардоз и табака-пардоз.   Прием лупа-пардоза заключается в том, чтобы, с помощью скальпеля заостренные ребра элементов, которые выступают за границы узора, сделать полукруглыми. Выполненные таким методом резные орнаменты имеют достаточно мягкие формы. Рельеф, имеющий более очерченные формы, создается с помощью метода пах-пардоз. Все выступающие элементы такого узора в середине имеют заостренную выпуклую форму, которая образовывается двумя сторонами срезов. Самый широко известный прием – это чока-пардоз. Этот метод заключается в том, что центр всех элементов углубляется. В середине пересекаются, образуя четкую грань, два встречных среза. Вместе с тем, заостряются грани выступающих элементов. Рельеф, выполненный с помощью этого приема, имеет четкость и контрастность светотени.

В XIX веке, узбекским мастером-ганчкором из Бухары был изобретен и, в первый раз  использован на практике прием табака-пардоз.  Этот метод наиболее популярен при изготовлении разнообразных розеток и бутонов. Каждый лепесток должен быть подрезан таким образом, чтобы в сечении образовался пилообразный профиль. Сделанные с помощью этого приема рельефы имеют пышные узоры и создают ощущение многоплановости. Однако, в практике редко используется какой-то один метод. Опытные ганчкоры объединяют и чередуют все приемы при изготовлении орнамента. Все техники настолько органично сливаются в работах умелых мастеров, что, зачастую, нелегко определить начало одного и окончание второго метода.

Резчики по ганчу в фойе театра им. Навои. (Ташкент, 1947 г.)
Резчики по ганчу в фойе театра им. Навои. Ташкент. 1947 г.

Основные инструменты
Основные инструменты,
приспособления и
последовательность
выполнения резьбы:

1 — скальпель, нож и скребни;
2 — мутовка;
3 — сосуд для ганчевого раствора;
4 — рамка для формовки плиты;
5 — основные этапы работы
над резным орнаментом:
а — заливка ганчевых растворов;
б — нанесение рисунка припорохом;
в — прорезание по контуру;
г — подрезка;
д — выбирание и выравнивание фона;
е — рельефная разделка узора.

Приемы разделки рельефа
Приемы разделки рельефа:

1 — замин-кор:
2 — лула-пардоз;
3 — пах-пардоз;
4 — чока-пардоз;
5 — табака-пардоз.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»