Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Изразцы

Русская изразцовая печьИзразцы – это небольшие плиты из глины или керамики. Слово произошло от устаревшего «то, что вырезано, обработано». Это разновидность кафеля, которым облицовываются стены, печи, камины, фасады и т. д.  Понятие «изразец»  использовалось в России во времена феодализма.  В Западной Европе  и в Беларуси изразцы назывались «кафелем».

Изразцы достаточно разнообразны. Самая древняя их разновидность – «горшковые» изразцы, изготовляемые в Древнем Риме.  В средневековой Европе они  трансформировались в прямоугольные  плиты с  румпой, которая способствовала прикреплению изразца к поверхности.

Горшковые изразцы XIV - XVI в.  изготовлялись мастерами на гончарном круге. Более ранние изделия XIV - XV в., с примесью крупного песка производились на ручном гончарном  приспособлении. В XVI веке  гончарная техника эволюционировала, и изразцы стали производиться на ножном агрегате с использованием  красножгущейся глины.

Горшковые изразцы сменили коробковые. Они разделяются на:

  1. Терракотовые, рельефные (XVI – XVIII в.)
  2. Зелёные поливные рельефные (XVII в.)
  3. Полихромные рельефные (XVII - XVIII в.)
  4. Полихромные расписные (XVIII в).

Расписной изразец XIX векаКоробчатые изразцы XVI-XVII веков имеют более сложную технологию изготовления, чем горшковые, что является показателем  качества  изделий постфеодальных времен.  Коробчатые изразцы изготовляются в особых формах из дерева или глины, называемых матрицами, на которых вырисовывался орнамент.

Изготовление коробчатого изразца происходило в несколько этапов.

Основу располагали на гончарном круге, заполняя глиной и посыпая песком.  Масса основательно вминалась в основу до заполнения всех пустот. После заполнения формы верхний слой выравнивался, при помощи медленного вращения круга наращивалась румпа. После затвердевания глины, изделие снималось с формы, просушивалось и обжигалось. Обжиг производился в печи при температуре 7000 -7500 °C.  Кафель с поливой обжигался при температуре более 9500 °C.  Для нанесения поливы требуется несколько обжигов, поэтому  мастера не могли удовлетвориться одной обжигательной камерой. Для выполнения идеального обжига  был необходим двухкамерный цилиндрический  горн. Нижняя камера должна была выполнять роль топки.

В технике обжига важно все: время, градус, состав. При разном обжиге полива дает разнообразную окраску. В изразцах есть пять основных цветов:  желтый, белый, синий, зеленый, коричневый.


Терракотовый рельефный изразец
Терракотовый
рельефный изразец.

Зелёный поливной рельефный изразец
Зелёный поливной
рельефный изразец.

Полихромный рельефный изразец
Полихромный
рельефный изразец.

Полихромный расписной изразец
Полихромный
расписной изразец.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»