Бартоломео Франческо Растрелли (1700, Париж – 1771, Петербург) – основатель русского барокко XVIII века, русский архитектор. Растрелли по происхождению итальянец. Он приехал в Петербург с отцом – Б.К. Растрелли в 1716 году. В период с 1730 по 1763 годы занимал должность придворного архитектора.
В творчестве этого знаменитого архитектора почти на равных сочетаются элементы Барокко, западноевропейского Классицизма, Рококо и русского узорочья. В одних проектах, допустим, в композиции и планировке фасадов петербургского Зимнего Дворца, Растрелли творит в границах «французской схемы» («Большого стиля» французского Классицизма семнадцатого века). Но в разработке мотивов декора и деталей его метод является более близким к стилю Рококо.
Удивительно, но жизнь Растрелли Младшего сложилась так, что приехав в шестнадцать лет вместе с отцом из Парижа в Петербург, он более не выезжал за пределы России. Растрелли не осматривал лично образцы классической европейской архитектуры, а изучал её исключительно по увражам. Также он приобрёл опыт благодаря помощи старшим коллегам в работах над их проектами. Поэтому барокко Растрелли с точки зрения европейца может показаться слишком цветастым и варварским. Скептики считают архитектурные произведения Растрелли «разукрашенной избой», самого архитектора – «деревенщиной» (по итал. Borgognone), а созданный им фасад Большого Царскосельского дворца – «русской гармошкой».
Но несмотря на мнение скептиков, в мировом искусстве творчество Растрелли считается гениальным. Именно Растрелли внёс на своих плечах в классическую Европу русскую архитектуру.
В соответствии с требованием императрицы Елизаветы Петровны за основу проекта грандиозного петербургского Воскресенского собора Смольного монастыря архитектор взял традиционное русское пятиглавие. Однако затем он смело придвигает вплотную к центральному куполу боковые башни. Таким образом возникает барочная «фуга». Фантасмагорической доминантой здания является огромная колокольня – предполагалось, что её высота будет равна 140 метрам. Несмотря на очевидные конструктивные переборы, которые можно даже посчитать неграмотностью (неловкие касания барабана центрального купола и боковых башен), вся композиция создаёт небывалый динамический образ.
|
|