Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Теория цвета

1) Дать определение кому или чему-либо.

2) Определять особенные черты, отличительные особенности, выражать общее впечатление от кого или чего-либо.

Характеристика цвета

В науке и искусстве особое место занимает теория цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность» и «светлота» имеют огромное значение. Степень их использования варьирует цветовое пятно по окраске, светлоте, чистоте, что является основой многообразия и систематизации различных характеристик цветовых явлений в природе искусства и в естественнонаучном понимании. Исключительная важность теории цвета непреложна для основных понятий теории живописи. Без определения и понимания невозможно теоретическое обоснование терминов «цветовая гармония», «живописность», «колорит».

Первые определения качеств и свойств «светлоты» цветового пятна дал В. Оствальд, который просто и коротко охарактеризовал зависимость «светлоты» от двух составляющих компонентов:

  1. Светлоты ахроматического серого, имеющегося в данном цвете;
  2. обственной светлоты цветовых лучей.

Например, ультрамарин, по определению В. Оствальда, более темный, чем киноварь, а та, в свою очередь, по своей собственной светлоте темнее желтого крона. В то же время любую краску можно сделать светлее или темнее с помощью белой или черной примеси. При этом цвет будет сохраняться, а варьировать по степени насыщенности будет светлота.

«Цвет» в употреблении художниками тождественен термину «цветовой тон», распространенному в научном цветоведении. С.В. Кравков под «цветовым тоном» понимает то, что «любой хроматический цвет можно отнести по сходству к тому или иному цвету спектра». Названия цветов в спектре - голубой, желтый, красный, - мы ассоциируем с чем-либо, с каким-то объектом. Цвет сирени, цвет неба, ржи, кирпича. И наоборот, цвет ржи мы называем желтым, цвет неба - голубым и т. д. Сходство это и есть сходство по цветовому тону.

Степень проявления цветности красочного пятна со сходным ему ахроматическим по светлоте, называется насыщенностью. Наглядно увидеть изменение насыщенности на практике можно, проделав следующий опыт. Возьмем составляющие серого пятна: темно-серую смесь из сажи и белил, дающую серое пятно, равную по светлоте чистому ультрамарину. Если к ультрамарину добавить эту смесь в разных вариантах по количеству, получится ряд цветовых пятен одинаковой светлоты и тона, но отличных по содержанию синего - ультрамарина. Этот опыт - доказательство различной насыщенности цветовых выкрасок. Если надо изменить светлоту выкрасок, надо сажи и белил добавить больше, а, чтобы изменить тон их цвета, необходимо применить другую краску (например, краплак).

Правильная передача состояния в пейзаже полностью зависит от насыщенности, насколько верно она будет передана художником. Степень цветности, например, света, тени, воды или неба - основа реалистического изображения. Недостаток насыщенности цветового пятна и картины в целом делают работу вялой, малоинтересной и непривлекательной. И важно при этом не просто усиление красочного тона для насыщенности блеклых и светлых тонов, а соблюдение системы цветовых и светлотных отношений, что невозможно при простом усилении красочного компонента. Это реально придает картине многообразие, выразительность, полифонию чувственного восприятия цвета, появление экспрессии.

«Чистота» - отсутствие в том или ином цвете любого смешивания с другими цветами или оттенками (без примесей). Поэтому чистыми цветами в спектре являются немногие, даже насыщенные. К примеру, фиолетовый или оранжевый цвета не чистые, т.к. фиолетовый - это соединение синего и красного, а оранжевый - это смесь красного и желтого. Если к спектральному желтому цвету добавить оттенок красного или зеленого, чистым его уже не считают. Таким образом, лишь три спектральных цвета считаются чистыми - это желтый, синий и красный.



А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»