Валер
Валер в переводе с французского языка означает ценность. Это понятие используется в живописи и графике. Валер – это такой оттенок тона, который, в совокупности с другими элементами, показывает соотношение света и тени одного цвета, его интенсивность и насыщенность. Использование валерных градаций позволяет живописать предметы во взаимодействии с окружающей средой, передавать глубину и колорит картины, показать тонкости цветовых переходов.
С помощью лессировки валеры позволяют передавать в картине все тонкости и нюансы перехода цвета. Среди художников существует выражение «писать валерами». В своих работах валеры использовали такие художники как И.И. Левитан, В. Суриков, Ж-Б. Шарден, Д. Веласкес, Я. Вермеер, К. Коро.
Художник использует валеры для того, чтобы показать размеры предметов или создать видимость пространства. Для подчеркивания объемов предмета передача света достигается путем использования все более светлых тонов одного цвета, а передачи тени - с помощью затемнения. Возможно достижение одного и тоже валера любого оттенка. Для каждого оттенка есть шкала валеров, используемая при ранжировании темного и светлого. К XVII веку валеры трансформировались в светотень и полностью заменили собой контуры (Караваджо и тенебристы).
Начиная с XV века, художники (Леонардо да Винчи, в частности) применяли градации цвета и света. В зависимости от местонахождения объектов в пространстве изменяется их освещенность. По мере того, как предмет удаляется, снижается его освещенность и яркость цвета. Интенсивность тонов изменяется в зависимости от расстояния и нахождения источника света.
Для создания иллюзии глубины художники размещают в своих работах своеобразные экраны или зоны, где чередуются светлые и темные тона (картины Патинира). Распределение валеров зависело от эпохи. По мнению Рубенса, свет и тень не должны быть больше одной трети поверхности картины, две трети должно приходиться на полутона. Также изменялась и техника. В XV веке в Нидерландах художники для набросков применяли клеевые или темперные краски. Те места в картине, которые предполагалось сделать освещенными, просвечивались через тонкий слой краски. Для создания темных зон краска наносилась толстым слоем, чтобы грунт не проступал.
С конца XVI по XIX век использовался следующий метод: белый грунт покрывался красным или коричневым, а поверх него, при помощи белого грунта наносились светлые валеры, для темных валеров использовалась лессировка.
Портрет придворного шута. Д. Веласкес.
|
Сваха. Ян Вермеер. 1656 г.
|
Прачка. Ж.-Б. Шарден. 1730-е г.
|