Специфика творчества
Творчество – процесс деятельности человека, который создаёт качественно новые духовные и материальные ценности или выступает как итог создания субъективно нового. Такая деятельность приводит к рождению чего-то качественно нового, чего не было раньше. Творчество – это также и любая деятельность по созданию из элементов опыта новых комбинаций. Творческие способности, то есть определённая совокупность личностных свойств, определяют включённость в данную деятельность.
Творчество по своей сути – явление культурно-историческое. Оно имеет личностный и процессуальный психологический аспект. Творчество предполагает наличие у личности знаний, умений, мотивов и способностей. Благодаря им создаётся продукт, отличающийся уникальностью, новизной и оригинальностью. Изучение этих личностных свойств выявляет важную роль интуиции, воображения, неосознанных компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в расширении и раскрытии своих созидательных возможностей.
Г. Уоллес, учёный из Англии, выделил четыре стадии творческих процессов: подготовку, созревание, озарение и проверку. Специфически творческим, центральным моментом считается озарение – интуитивное схватывание нужного результата. Экспериментальные исследования обнаружили, что интуитивное решение возникает в процессе предметной деятельности, которая доступна объективному анализу.
К.С. Станиславский, выделяя специфику психической регуляции творческого процесса, выдвинул представление о сверхсознании, как о высшей концентрации личностных духовных сил, возникающих в процессе рождения творческого продукта.
С развитием кибернетики стали делаться попытки моделировать творческие процессы на ЭВМ (эвристическое программирование). Однако передача электронным устройствам умственных операций, могущих быть форматизированными, резко повысила интерес к тем творческим процессам, которые форматизированы быть не могут.
Зависимость от них развития научно-технического прогресса (изобретений, открытий и пр.) направила усилия психологов на разработку диагностических методов творческих способностей и стимуляции творчества.
Взаимообусловленность творческого процесса той культурной сферой, в которой он реализуется (техника, искусство, производство, политика, наука, педагогика и пр.) требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из этих отраслей, а также характер отношений между ними.
Кубический автопортрет. Сальвадор Дали.
|
Бичевание Христа. Микеланджело Меризи да Караваджо.
|
Объёмная живопись. Курт Веннер.
|