Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Специфика творчества

Вавилонская башня (Морис Эшер) Творчество – процесс деятельности человека, который создаёт качественно новые духовные и материальные ценности или выступает как итог создания субъективно нового. Такая деятельность приводит к рождению чего-то качественно нового, чего не было раньше. Творчество – это также и любая деятельность по созданию из элементов опыта новых комбинаций. Творческие способности, то есть определённая совокупность личностных свойств, определяют включённость в данную деятельность.

Творчество по своей сути – явление культурно-историческое. Оно имеет личностный и процессуальный психологический аспект. Творчество предполагает наличие у личности знаний, умений, мотивов и способностей. Благодаря им создаётся продукт, отличающийся уникальностью, новизной и оригинальностью. Изучение этих личностных свойств выявляет важную роль интуиции, воображения, неосознанных компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в расширении и раскрытии своих созидательных возможностей.

Г. Уоллес, учёный из Англии, выделил четыре стадии творческих процессов: подготовку, созревание, озарение и проверку. Специфически творческим, центральным моментом считается озарение – интуитивное схватывание нужного результата. Экспериментальные исследования обнаружили, что интуитивное решение возникает в процессе предметной деятельности, которая доступна объективному анализу.

Тайная вечеря (Леонардо да Винчи) К.С. Станиславский, выделяя специфику психической регуляции творческого процесса, выдвинул представление о сверхсознании, как о высшей концентрации личностных духовных сил, возникающих в процессе рождения творческого продукта.

С развитием кибернетики стали делаться попытки моделировать творческие процессы на ЭВМ (эвристическое программирование). Однако передача электронным устройствам умственных операций, могущих быть форматизированными, резко повысила интерес к тем творческим процессам, которые форматизированы быть не могут.

Зависимость от них развития научно-технического прогресса (изобретений, открытий и пр.) направила усилия психологов на разработку диагностических методов творческих способностей и стимуляции творчества.

Взаимообусловленность творческого процесса той культурной сферой, в которой он реализуется (техника, искусство, производство, политика, наука, педагогика и пр.) требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из этих отраслей, а также характер отношений между ними.

Кубический автопортрет (Сальвадор Дали)
Кубический автопортрет.
Сальвадор Дали.

Бичевание Христа (Микеланджело Меризи да Караваджо. 1607)
Бичевание Христа.
Микеланджело Меризи да Караваджо.

Объёмная живопись (Курт Веннер)
Объёмная живопись.
Курт Веннер.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»