Образ
В философском направлении образ представляет собой отражение действительности как результат или форма предмета или явления, возникающая в процессе развития человеческого сознания. С развитием чувственного познания и логического мышления образы стали представлять собой восприятие предметов и объектов, вызываемые различными явлениями ощущения, различные представления субъекта о том или ином предмете, объекте, явлении или действии.
Источником образа являются явления и предметы материального мира. Так как восприятию образа сопутствуют нейрофизиологические процессы коры головного мозга индивидуума, образ является вторичным субстратом восприятия. Воплощением образа может быть язык, знаки, художественные интерпретации объектов.
Образ относится к субъективному отражению действительности. Он не имеет своего существования вне материального субстрата – мозга и объекта отражения. Образ существует сам по себе, вне зависимости от его восприятия субъектом, поэтому образ объективен. Объект образа – бытие, восприятие объекта лишь копия, которая образуется в сознании в процессе обработки объекта процессами, происходящими в мозге субъекта. Но, единожды возникнув, образ теряет свою объективность. Он приобретает самостоятельность и играет важнейшую роль в поведении индивидуумов, управляет их действиями.
В психологии понятие образ имеет несколько значений. Во-первых, это субъективное восприятие действительности, которое включает не только самого субъекта, но и общество, в котором он обитает, события и явления, происходящие с ним в окружающем мире. Образ в сознании человека – это способ отражения реальности.
Одна из стадий развития ребёнка – это стадия наглядно-образного мышления. На данном этапе малыш опирается на зрительное восприятие предметов, которое он потом трансформирует в способы решения ситуационных задач.
Такие известные психологи как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, А.В. Запорожец в своих онтогенетических исследованиях предполагают, что образ есть интериоризация схем действия с предметами.
Художественный образ – это эстетическая составляющая, восприятие жизни через искусство. Это способ существования объектов бытия, прошедших трансформацию в сознании такого человека, который в силах наделить его новыми необычными функциями, как образ «паруса» в произведении М.Ю. Лермонтова.
Художественный образ причастен ко многим сферам бытия и познания.
Если рассматривать онтологию художественного образа, то это идеальное бытие, некая схема над материальной воплощающей сущностью, так как, например, рассказ о событии не является самим событием. Художественный образ не совпадает со своим объектом, но делает его узнаваемым.
В семиотическом аспекте смысловая коммуникация в данной культуре и есть художественный образ, иначе знак. То есть образ – есть воображаемое бытие, он может нескончаемо видоизменяться в сознании субъекта, который знает «ключ» или культурный «код» для распознавания этого образа и его понимания. Например, для того, чтобы понять смысл и красоту постановки традиционного китайского спектакля, необходимо знать язык жестов и поз, свойственных данному представлению.
В гносеологическом понимании художественный образ является вымыслом. Вымысел – как разновидность познания, допущение. По словам Аристотеля, искусство - это неоднозначная вероятность бытия. Художественный образ есть следствие воображаемой идеальности.
Рассматривая художественный образ в эстетическом аспекте можно сказать, что это – жизненный механизм без лишнего и случайного, но прочувствованный и созданный из личных восприятий.
М.И. Денисов в сценическом образе султана.
|
Андрей Данилко в образе Верки Сердючки.
|
Функция художественного образа в историческом процессе. М.В. Нечкина.
|