Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Архаический период: храмовая скульптура


Медуза Горгона. Фронтон храма Артемиды с острова Корфу Одним из весомых достижений древнегреческого искусства архаического периода является декоративная скульптура.

В образах архитектуры и скульптуры древних греков предельно обобщены главные идеи времени. Как и в могучих формах пронизанных напряжением колонн, так и в скульптурном декоре метоп, фризов и фронтонов воплощались не мелкие, а глобальные и всеобъемлющие чувства. События особенной важности изображались на фронтонах треугольной формы.

В дельфийской сокровищнице сифносцев скульптурный фриз с четырёх сторон обрамлял здание. В восточной части, которая была разделена на две части, слева был изображён совет богов. Он выглядел именно так, как его описал в чётвёртой песне «Илиады» Гомер. Справа идёт сцена сражения за тело погибшего воина. На северном фризе сокровищницы показана битва гигантов и богов.

Эта скульптурная сцена по своей пластической мощи не уступает величию гесиодовской поэзии, который также повествует об этом событии:

Метопа храма С в Селинунте. VI в. до н. э. Палермо, Национальный музей

"... Заревело ужасно безбрежное море.
Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо
И содрогнулось; великий Олимп задрожал до подножья
От ужасающей схватки. Тяжелое почвы дрожанье,
Ног топотанье глухое и свист от могучих метаний
Недр глубочайших достигли окутанной тьмой преисподней.
Так они друг против друга метали стенящие стрелы.
Тех и других голоса доносились до звездного неба".
Гигантомахия. Часть северного фриза сокровищницы сифносцев в Дельфах. VI в. до н.э. Дельфы, Музей

В дорических храмах прежде всего было принято украшать метопы. В седьмом веке до н.э. метопы изготовлялись из глины, а затем покрывались яркой росписью. Позже – в каменных фризах – их стали покрывать рельефами. Наилучшим образом сбереглись архаические метопы шестого века до н.э. храмов Геры близ Пеступа в устье реки Селе, а также храмов «С» в Селинунте.

Композиция метоп зависела от их местоположения в ряду. Сицилийская метопа, на которой изображена четвёрка рысаков и бог, правящий колесницей, расположена в центре. Её отличает строгая симметрия. В находящемся с краю рельефе, на котором изображён убивающий Медузу Персей, больше бокового, а не фронтального движения.

Действие разворачивается постепенно, и движение фигур понемногу ускоряется. Спокойна и безмятежна Афина, которой, как богине, не пристала торопливость или волнение. В решительном движении изображён Персей. В стремительном полёте пребывает тяжёлая горгона. Пространство метопы находится в обратной зависимости от значения и силы персонажей.


Деметра и Кора на колеснице. Метопа Храма малых метоп. Селинунт. VI в. до н.э. Палермо, Национальный музей
Деметра и Кора
на колеснице.
Метопа Храма малых метоп.
Селинунт. VI в. до н.э.
Палермо, Национальный музей.

Победа Персея над горгоной Медузой. Метопа храма С в Селинунте. VI в. до н.э. Палермо, Национальный музей
Победа Персея
над горгоной Медузой.
Метопа храма С в Селинунте.
VI в. до н.э.
Палермо, Национальный музей.

Сфинкс. Метопа Храма малых метоп Селинунт. VI в. до н.э. Палермо, Национальный музей
Сфинкс.
Метопа Храма
малых метоп.
Селинунт. VI в. до н.э.
Палермо, Национальный музей.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»