Архаический период: храмовая скульптура
Одним из весомых достижений древнегреческого искусства архаического периода является декоративная скульптура.
В образах архитектуры и скульптуры древних греков предельно обобщены главные идеи времени. Как и в могучих формах пронизанных напряжением колонн, так и в скульптурном декоре метоп, фризов и фронтонов воплощались не мелкие, а глобальные и всеобъемлющие чувства. События особенной важности изображались на фронтонах треугольной формы.
В дельфийской сокровищнице сифносцев скульптурный фриз с четырёх сторон обрамлял здание. В восточной части, которая была разделена на две части, слева был изображён совет богов. Он выглядел именно так, как его описал в чётвёртой песне «Илиады» Гомер. Справа идёт сцена сражения за тело погибшего воина. На северном фризе сокровищницы показана битва гигантов и богов.
Эта скульптурная сцена по своей пластической мощи не уступает величию гесиодовской поэзии, который также повествует об этом событии:
"... Заревело ужасно безбрежное море.
Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо
И содрогнулось; великий Олимп задрожал до подножья
От ужасающей схватки. Тяжелое почвы дрожанье,
Ног топотанье глухое и свист от могучих метаний
Недр глубочайших достигли окутанной тьмой преисподней.
Так они друг против друга метали стенящие стрелы.
Тех и других голоса доносились до звездного неба".
В дорических храмах прежде всего было принято украшать метопы. В седьмом веке до н.э. метопы изготовлялись из глины, а затем покрывались яркой росписью. Позже – в каменных фризах – их стали покрывать рельефами. Наилучшим образом сбереглись архаические метопы шестого века до н.э. храмов Геры близ Пеступа в устье реки Селе, а также храмов «С» в Селинунте.
Композиция метоп зависела от их местоположения в ряду. Сицилийская метопа, на которой изображена четвёрка рысаков и бог, правящий колесницей, расположена в центре. Её отличает строгая симметрия. В находящемся с краю рельефе, на котором изображён убивающий Медузу Персей, больше бокового, а не фронтального движения.
Действие разворачивается постепенно, и движение фигур понемногу ускоряется. Спокойна и безмятежна Афина, которой, как богине, не пристала торопливость или волнение. В решительном движении изображён Персей. В стремительном полёте пребывает тяжёлая горгона. Пространство метопы находится в обратной зависимости от значения и силы персонажей.
Деметра и Кора на колеснице. Метопа Храма малых метоп. Селинунт. VI в. до н.э. Палермо, Национальный музей.
|
Победа Персея над горгоной Медузой. Метопа храма С в Селинунте. VI в. до н.э. Палермо, Национальный музей.
|
Сфинкс. Метопа Храма малых метоп. Селинунт. VI в. до н.э. Палермо, Национальный музей.
|