Абстракционизм: история развития
(от лат. Abstractio – отвлечение, удаление)
Абстракционизм – нефигуративное, беспредметное искусство – форма изобразительной деятельности, которая не ставит своей целью отображение или имитацию визуально воспринимаемой действительности. Абстрактная графика, скульптура и живопись исключают ассоциации с визуально узнаваемыми предметами.
Состояние, в котором находится искусство в начале двадцатого века, можно назвать эстетической перманентной революцией. Касающиеся его основные события произошли во Франции. Международная универсальная выставка в Париже, в 1900 году, организованная на авеню Николая II, являлась первой официальной экспозицией, на которой были показаны работы художников, ещё считавшимися в то время «скандальными»: К. Моне, Э. Мане, О. Ренуара и других импрессионистов, а также П. Сезанна и П. Гогена.
В 1904 году новейшая французская живопись, продемонстрированная в Германии, оказала ошеломляющее впечатление на художников Германии и явилась толчком к организации молодёжного Союза, основной состав которого сформировали будущие экспрессионисты: К. Шмидт-Роттлюф, Э. Л. Кирхнер и пр.
С 1905 по 1910 годы в искусстве Западной Европы происходит последовательная «деконструкция» изобразительной классической системы, а также коренная смена эстетических установок. После того, как впервые в истории искусства импрессионизм внёс в живопись нестилистические, то есть структурные изменения, немецкие экспрессионисты и французские фовисты изменили своё отношение к рисунку и цвету, которые окончательно перестали повиноваться натуре. Затем кубизм избавил живопись от нарративности повествовательного сюжета.
Если считать живопись, также, как и любое другое искусство, не столько демонстрацией мастерства в плане создания произведения, сколько манерой самовыражения, то абстрактное искусство следует признать самой продвинутой ступенью изобразительной деятельности. Подобное «восхождение» показывает творческая эволюция пионера абстракционизма – Кандинского, прошедшая ряд этапов, включая реалистическую пейзажную живопись и академический рисунок, прежде чем перейти в свободное пространство линии и цвета.
Абстрактная композиция является тем последним уровнем, на котором живопись ещё может считаться живописью. На дальнейших ступенях следует распад.
Женский профиль и подсолнухи. Эрнст Кирхнер, 1906 г.
|
Женщина с ведрами. Казимир Малевич.
|
Мужчина и Женщина.
Джексон Поллок.
|