Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


Ямато-э


(в переводе с японского – «живопись в японском стиле»)

Ямато-эШкола японской живописи, берущая свое начало в X-XI веке и созданная при императорской Академии художеств. Картины художников Ямато-э были выполнены на свитках с использованием красок и туши. На горизонтальных свитках изображали сцены из аристократической жизни на историческую тему, использовали сюжеты из легенд, а также иллюстрировали романы, популярные при дворе императора. Отличительной особенностью изображений являлось органичное сочетание каллиграфии и живописи, ярко и выразительно окрашенные силуэты. В XII-XIV веках слава и мастерство Ямато-э достигли высочайшего уровня. А наиболее значимые, сугубо специфические черты Ямато-э были взяты за основу в произведениях школ Укийё-э и Кано (например, приемы в изображении параллельной перспективы или необычные формы облаков с орнаментальными краями). Художники Фудзивара Таканобу, Фудзивара Нобудзанэ (XII-XIII вв.), Фудзивара Такаеси (середина XII в) - самые яркие представители школы живописи Ямато-э.

В отличие от изображений культового характера, распространенных в буддийской религии и связанных с исполнением обрядов, Ямато-э – живопись светская, картины которой отображали национальные сюжеты, что было явным противопоставлением общепринятой религиозной тематике. Национальную линию на тему сюжетов из китайской жизни провела школа нового направления с названием кара-э («кара» - Китай). Отсюда можно утверждать, что выделение Ямато-э основано на выборе определенной тематики сюжетов.

Иллюстрация к роману Гэндзи-моногатари (ок. 1119 г.) Живопись, основанная на сюжетах из японской жизни, положила начало развитию нового художественного жанра, имя которому сёгэйга. Росписи в таком стиле использовались для раздвижных перегородок (фусума), украшений стен, переносных экранов (бёбу). Время процветания придворной культуры, с аристократической пышностью воспевающее горные ландшафты Китая с их грандиозностью и неприступностью (период Хэйан – 794-1185гг), сменилось на появление в интерьерах дворца пейзажей Японии, живописных сюжетов из японской жизни - придворных или сельских. Причем живопись была озвучена стихами, воспевающими, эмоционально дополняющими красочное изображение, что несли в себе причудливые изящные каллиграфически иероглифы. Живопись и поэзия перекликались, и были неразрывно связаны друг с другом: художественные росписи иллюстрировали поэтические строки и наоборот.

К сожалению, первые композиции, датированные X-XI вв. не сохранились, можно лишь с уверенностью судить об их тематике, что подтверждается сохранившимися сборниками иллюстрируемых стихов. Известно, что сюжеты Ямато-э, были разделены на:

  • символические образы времен года (сики-э);
  • виды прославленных местностей (мэйсё-э);
  • занятия человека в каждый определенный месяц года (цукинами-э).

Пейзажные ширмы (13 век)
Пейзажные
ширмы. 13 век.

Гэндзи моногатари эмаки (Фудзивара Такаёси)
Гэндзи моногатари эмаки.
Фудзивара Такаёси.

Портрет Тайра Сигемори
Портрет Тайра
Сигемори.
Фудзивар Таканобу.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»