Феррарская школа (от назв. итальянск. города Феррара) – итальянская школа живописи периода Возрождения. Феррарская школа образовалась под влиянием А. Мантеньи и Пьеро дела Франческа, а также под воздействием нидерландской живописи. Центром школы был двор герцогов д'Эсте в Ферраре. Своего расцвета школа достигает во второй половине пятнадцатого века.
Франческо дель Косса (1435 – 1477) является одним из наиболее ярких представителей феррарской школы живописи, одним из ведущих художников, наряду с Козимо Тура и Эрколе деи Роберти. О его жизни почти ничего не известно. В творчестве живописца можно выделить два периода: феррарский и болонский, который начинается с 1470-х годов.
Становление творчества Коссы связано с произведениями Мантеньи и Пьеро дела Франческо, которые обогатили стиль живописца мастерством построения пространства и световой передачи, а также богатством выразительных средств и изысканно-холодной гаммой цветовых оттенков.
Живопись Коссы приближена к манере письма Козимо Туры. Объясняется это, по-видимому, продолжительной совместной работой и приверженностью к одному стилевому направлению живописи.
Наиболее значительное произведение художника первого периода творчества – фресковый цикл «Двенадцать месяцев», выполненный для палаццо Скифанойа. Коса создал три композиции: «Март», «Апрель», «Май». Они представляют собой сложный аллегорический замысел, который великолепно сочетается с декоративностью и изысканностью живописи. Эти произведения преисполнены огромной эмоциональной силой.
И всё же вершиной творчества живописца стал болонский период. Великая сила таланта художника проявилась в созданных им алтарных образах для капеллы Гриффини церкви Сан-Петронио и в произведении «Благовещение». В этих работах Косса предстаёт великолепным художником, который сумел объединить утончённое мастерство в передаче самых тонких световых нюансов, утончённую колористику, оригинальность композиций с изысканной мягкостью художественного стиля.
Ещё одним крупнейшим представителем феррарской школы является Эрколе де Роберти (1450 – 1496). Его рано проявившийся талант особенно виден в композиции «Сентябрь», которая была создана им для Зала месяцев Палаццо Скифанойя, и где художник словно соперничает с фантасмагорическими видениями Туры.
|
|