Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Поздняя классика: надгробные изображения


Портрет жрицы Лисимахи (Деметрий из Алопеки. Римская копия. Мрамор. Лондон, Британский музей) В период поздней классики (конец V и IV века до н.э.) творили мастера, отличающиеся друг от друга по художественным темпераментам. Это были портретист Деметрий из Алопеки, скульптор Алкамен, скульптор Пэоний, который создал статую Ники.

Произведением Деметрия из Алопеки считается изображение афинской жрицы Лисимахи. В этом портрете, сделанном из мрамора, автор показал лицо старой женщины. Её кожа испещрена глубокими морщинами, щёки запали, под усталыми глазами образовались тяжёлые отёки. В основу композиции произведения положен принцип противопоставления различных элементов. Рот, складки на щеках показаны резкими штрихами. Глаза изображены глубокими врезами в камень.

Светотень показана резко, поверхность лица беспокойна. Подобными приёмами изображения мастер достигает особенного контраста в сопоставлении затенённых и освещённых участков.

Лежавшему в основе гермы Перикла классическому принципу концентричности композиции противопоставлен в портрете Лисимахи эксцентрический, который получил особенное развитие в дальнейшем в пластике эллинизма.

Рельефные надгробные изображения

Надгробие Филостраты (Мрамор. Середина V в. до н.э. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) В конце пятого и особенно в четвёртом веке до н.э. в связи с усилившимся в искусстве интересом к внутренним переживаниям человека широкое распространение в культуре Древней Греции получили надгробные рельефные изображения. На хранящейся в Афинском национальном музее мраморной стеле, умершая гречанка Гегесо представлена как бы в преддверии храма, который перекрыт фронтоном. Она сидит в кресле с изогнутыми ножками.

Служанка, находящаяся рядом, приносит ей сундук. Вынимая из него наряды, Гегесо любуется ими. Общая ритмика движений фигур максимально спокойна. Образы овеяны лёгкой задумчивой печалью, они благородно возвышены. В силуэтах склонённых голов, воплощающих грусть очертаниях бессильно поникших рук, воплощенных в формах из мрамора, звучит поэтичность греческих эпитафий и элегий.

Благородная сдержанность чувств, звучащая в таких греческих надгробиях, воспринимается особенно явственно при сопоставлении их с египетскими рельефами. На последних изображены плакальщики. Египетский скульптор, изображая воздетые к небу руки, а также фигуры рвущих на себе волосы и упавших на землю людей, которые кричат и стонут, пытался передать их отчаяние. Изображения в греческих надгробиях внешне спокойны.


Надгробие Гегесо из Афин. Мрамор. Около 410 г. до н.э. Афины. Национальный музей
Надгробие Гегесо
из Афин.
Мрамор.
Около 410 г. до н.э.
Афины. Национальный музей.

Надгробие Мнесарете из Афин. Фрагмент. Мрамор. Начало 4 в. до н.э. Мюнхен. Глиптотека
Надгробие Мнесарете
из Афин. Фрагмент.
Мрамор.
Начало IV в. до н.э.
Мюнхен. Глиптотека

Надгробие девочки. Паросский мрамор. 450-440 гг до н.э.
Надгробие девочки.
Паросский мрамор.
450-440 гг до н.э.

Надгробие афинского всадника.V в. до н.э.
Надгробие
афинского всадника.
V в. до н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»