Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Барельеф: специфика


Барельеф – от франц. «низкий рельеф» - bas-relief – один из видов толстого и выпуклого скульптурного изображения отдельных человеческих фигур. Изображаться также могут целые группы или отдельные предметы на плоскости.

В барельефе выпуклая часть изображения выступает не более чем на половину своего объёма над плоскостью фона. Барельеф отличается от горельефа (или высокого рельефа) или en creux (или контурного рельефа).

Низким рельефом или барельефом называется изображение слабой выпуклости. Тогда как горельефом или высоким рельефом называется изображение большой выпуклости.

Разновидностью барельефа, который был популярен в период Возрождения, является живописный рельеф. В нём предметы и фигуры сильно уплощены, в качестве фона выступает пейзаж, архитектура которого намечена слабым рельефом.

Живописный рельеф находится в промежуточном положении между живописью и скульптурой. Он похож на картину, так как в нём могут применяться такие живописные эффекты, как облака, волны, лучи солнца, а также перспективные сокращения. Разница между изображениями, которые слабо или сильно выступают над фоном, в живописном рельефе несущественна. Основную роль выполняет почти графический линейный рисунок.

Живописный рельеф зачастую использовался в рельефах для передачи дальнего плана. Порой этим способом живописного рельефа создавалось изображение. Фигуры переднего плана не являлись исключением. Например, так создан рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе (Донателло, 1446-1450 г).

Рельеф, в котором изображение находится в нескольких пространственных планах, названо многоплановым рельефом. Подобный рельеф позволяет изображать на архитектурном и пейзажном фоне множество фигур. Этот фон, в свою очередь, зрительно воссоздаёт пространство, уходящее вглубь. При этом применяются перспективные сокращения.

В многоплановом рельефе используются контрасты светотени, архитектурные и пейзажные элементы, падающие тени. Все они создают иллюзию пространства. Примером подобного рельефа могут послужить восточные «райские» врата баптистерия, находящегося во Флоренции (1425 – 1452 г., Л. Гиберти). Сплющенным рельефом называется барельеф, в котором изображение лишь минимально возвышается над фоном.

Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос (М.И.Козловский. 1780 г. Третьяковская галерея)
Барельеф с изображением Траянова моста. Рим
Барельеф на центральных воротах Собора Св. Витта. Прага
Райские врата баптистерия собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (Л. Гиберти. 1404—24 гг.)

Барельеф, храм Птаха, Египет
Барельеф. Храм Птаха. Египет.

Покаяние Арджуны (Индия. 7 век н.э.)
Покаяние Арджуны. Индия. 7 век н.э.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»