Нанга: представители школы
(Южная школа живописи)
Нанга – это живопись южной школы или бундзинга (живопись образованных людей). Это школа японской живописи тушью.
Данное направление японской живописи сформировалось в восемнадцатом веке под влиянием Южной китайской школы «Вэньжэньхуа» (в переводе это значит «картины культурных людей»).
Адепты данной школы в Китае противопоставляли себя художникам Академии. Они проповедовали в искусстве дилетантизм.
Среди учеников Икэно Тайга особенного внимания достоин Кенкадё, который прошёл у Тайга обучение с двенадцатилетнего возраста, но известность получил больше не как живописец, а как коллекционер и покровитель искусства.
Именно обширная коллекция Кенкадё влекла из всех уголков Японии очарованных посетителей и играла огромную роль в популяризации «дилетантской» живописи.
Среди прочих учеников Тайга, следовавших стилю и идеям Южной школы, наиболее известны Куваям Гёкусю (1746 – 1799 г.), священник Икэно Канрё (1753 – 1830 гг.), живописец и теоретик, один из наиболее талантливых художников, Норо Кайзеки (1747 – 1828 гг.).
В течение восемнадцатого – первой половины девятнадцатого века последователи данного направления живописи появляются в восьми регионах страны. Самыми яркими из них японские искусствоведы считают Куширо Унсэн (1759 – 1811 г.), Хиросэ Тайсан (1751 – 1813 г.), Тодоки Байгай (1749 – 1804), Накабаяси Чикудё (1776 – 1853), Таномуро Чикудэн (1777 – 1835 г.) и др.
Путешествия по Японии последователей Нанга благоприятствовали дальнейшему расширению эстетического учения Южной школы. Однако, канонизация манеры, характерной для творчества Норо Кайзеки, которая повлияла на творчество последующих художников, зачастую оборачивалась живописными излишествами софистики, эффектом литературной завершённости.
Осознание собственного интеллектуального превосходства не давало возможности представителям данного направления «снизойти» до проблем современного им общества. Отсюда определённый консерватизм направления, который обусловлен постоянством сюжетно-тематического репертуара.
Работы представителей нанга как правило ограничиваются пейзажем, и поиск средств художественной выразительности ведётся лишь в этих рамках. Самыми яркими последними представителями школы нанга в эпоху Токугава стали Аоки Мокубэй (1767 – 1833) и Урагами Гёкуда (1745 – 1820 гг.).
Нангa. Икэ-но Тайга.
|
Утренний вид на реку Удзи. Аоки Мокубей.
|
Водопад в Мино. Икэ-но Тайга.
|