Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Период поздней классики: храм Аполлона


Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах (430 г. до н.э.) В конце пятого века до н.э. из-за возрастания индивидуализма общественные идеалы перикловских времён потеряли смысл. Вместе с ними крушение терпит и демократический фундамент города-государства. Философ Антисфен утверждает, что «…наивысшее благо для человека – быть свободным от общества».

Былой высокий смысл собраний народа теряется. Именно на эту тему иронизирует Аристофан. В этот период для человека становится тягостным отрываться от исполнения собственных дел и тратить время на общественные должности. Эти изменившиеся взгляды греков отражаются и в произведениях искусства. Амазономахия (Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах. Британский музей. 425-420гг. до н.э.)

Одной из наиболее известных построек того периода являлся храм Аполлона. Одной из ярких особенностей храма была колонна коринфского ордера, которая указала рубеж новой целы и превращённой в адитон старой. Большим новшеством являлась коринфская капитель. Её создание, как говорит Витрувий «по легенде произошло так: скульптор Каллимах, который прославился утончённостью и изяществом своих работ из мрамора, обратил внимание на соломенную корзинку, которую заметил, проходя мимо гробницы. Корзинка была поставлена на растущий аканф, а её обвили молодые листья.

Битва лапифов с кентаврами (Фрагмент фриза храма Аполлона в Бассах. V в. до н.э. Лондон. Британский музей) Пришедший в восхищение от формы и вида корзинки скульптор создал для коринфян по данному образцу несколько колонн. Он определил их соразмерность и с этого времени сформулировал правила для построек коринфского ордера». Через время нарядная коринфская капитель, которая подчеркивала красоту форм, начала широко применяться зодчими периода поздней классики и эллинизма.

Над полуколоннами целы шёл фриз с амазономахией и кентавромахией, которые были представлены в максимально экспрессивных сюжетах.

На одном из рельефов представлен грек, который добивает побеждённого кентавра. Битва лапифов с кентаврами (Фрагмент фриза храма Аполлона в Бассах. V в. до н.э. Лондон. Британский музей) Огромное внутреннее напряжение борющихся начинает разрушать стройность композиции. В лицах героев видны обострённо резкие чувства. На лице кентавра написана скорбь. Лицо грека впечатляет жёсткой решимостью, которая в то же время далека от низкой злобы.

Принципиальное новаторство отразилось и в рельефе, где изображена гречанка, зовущая на помощь. Её руки разбросаны в призыве о помощи. Кентавр, в приступе дикой похоти, срывает с неё хитон, обнажая влекущую фигуру. Трактовка одежд и торса, в которых обострённо сопоставляется ткань с обнажённым телом, отличается от гармонии, видной в статуях Мойр (богинь судьбы).


Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии (Карл Брюллов. 1835 г. Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина)
Храм Аполлона Эпикурейского
в Фигалии.
Карл Брюллов. 1835 г.
Москва, Музей изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина.

Скульптурное убранство храма Аполлона, выставленное в местном музее
Скульптурное убранство
храма Аполлона.
Бассы, музей.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»