Эзоп
Предположительно, Эзоп жил в VI веке до нашей эры. Древнегреческий писатель, который считается основателем такого жанра, как басня. По дошедшим до наших дней описаниям этот человек был некрасив, даже уродлив, у него был горб. Однако он обладал необычайным литературным даром и был очень мудрым.
Личность Эзопа является легендарной, истинных сведений о его жизни до нас не дошло. Но косвенные доказательства его существование существуют. В писаниях древнегреческого историка Геродота упоминается раб самосца Исадмона Эзоп, который жил во времена правления царя Амасиса – 570-526 гг. до нашей эры. По мнению Гераклида Понтийского, родиной Эзопа является Фракия, а хозяином – Ксанф. Сарды, Месембрия, Самос и Котиэй и по настоящее время борятся за право считаться родиной Эзопа.
По одной из легенд, которую поддерживает Плутарх, Эзоп проживал в Сардах и был советником у известного царя Лидии – Креза. По версии этой легенды, в Сардах Эзоп участвовал в пире Семи мудрецов. А в комедии Платона «Эзоп» говорится о том, что Эзоп стоял во главе Семи мудрецов. Поддерживает это мнение и Лисипп – современник Платона.
В 1 веке нашей эры, египетский биограф Эзопа пишет, что Эзоп жил в рабстве на острове Самос. Получив свободу, он пришел в Вавилон, где произошла его встреча с законодателем Спарты Ликургом.
Все источники одинаково описывают лишь одно – это место смерти Эзопа. Об этом наиболее полно повествуется в произведении Аристофана «Осы». Об этом же говорит в своих писаниях Геродот. По легенде, небольшая группа людей возненавидела Эзопа за его слова, и решила наказать его. Они украли золотую чашу из храма и подкинули ее Эзопу. Когда стали обыскивать прихожан, чаша нашлась у Эзопа. Воровство из святынь считалось смертным грехом. Эзоп был забит камнями.
Монах Максим Плануд в XIV веке собрал свод басен Эзопа. А в предисловии к этому своду есть много веселых историй из жизни Эзопа. И хотя древние греки не сомневались в существовании Эзопа и Гомера, многие факты из жизни баснописца, приведенные в сборнике монаха, сейчас считаются недействительными.
Приписываемые Эзопу истории, несущие в себе поучительный смысл, назвали баснями. Поэтому возникновение такого жанра, как басня относят к шестому веку до нашей эры. Первый известный сборник басен был собран Деметрием Фалерским, и назван «Эзоповы басни». Возникновение этого сборника датируют рубежом IV-III в. до нашей эры. Этот сборник включал в себя боле двухсот текстов. До работы Деметрия басни передавались устно из поколения в поколение. Фалерский стал основоположником басенных записей, которые получили широкое распространение во времена поздней античности и средневековья.
Басни Эзопа достаточно просты по содержанию. Они имеют легкий, без лишних подробностей сюжет и четко сформулированную мораль. Обычно, тексы басен небольшие. Написаны простым разговорным языком, с использованием множества глаголов и минимума прилагательных. Эзоповские басни связаны с действиями и поступками. В них редко встречаются диалоги. В основном, басни Эзопа состоят из четырех частей: экспозиция, замысел, действие и финал. Финал всегда неожиданный.
В эзоповских баснях фигурируют животные, люди, растения, боги и мифологические персонажи. Чаще всего встречаются животные: лиса, волк, змея, осел, лев, собака. Из людей любимым персонажем является крестьянин. Однако все это условные фигуры, введенные в рассказ для показа тех или иных функций.
Такие известные басни как «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Жук и муравей» и другие, являются ничем иным, как обработкой басен Эзопа.
Портрет Эзопа во весь рост.
|
Бюст Эзопа.
|
Статуя Эзопа в профиль.
|