Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Шемогодская прорезная береста: специфика


Изделия из шемогодской прорезной берёсты Шемогодская прорезная береста – это русский традиционный художественный народный промысел.

Зачастую в растительные орнаменты добавлялись геометрические узоры из ромбов-«пряников», сегментов, овалов и кругов. Композиция строилась по принципу чёткой симметрии. Рисунок завершался каймой из волнистых линий, треугольников, листьев, сеточки. Можно выделить произведения с определённым сюжетом: от галантных сцен из быта дворян, гуляний по волшебным садам в восемнадцатом – начале девятнадцатого века, пышных чаепитий до отражения крестьянского быта: рыболовства, охоты (период конца девятнадцатого – начала двадцатого века).

Типичные для прорезной бересты рисунки – изображение птиц, людей, зверей и различной растительности. Такие изображения гравируются тупым шилом на листах из бересты, а затем прорезаются острым ножом с отбрасыванием фона. Иногда под ажур подкладывается цветная бумага, а резьба сочетается с тиснением. Прорезная береста наклеивается полосами на поверхность деревянных изделий – рамок, коробок, блюд. Клеится береста в специальные углубления. Порою подобные изделия выполняются из туеса, то есть двух слоёв бересты.

Шемогодская прорезная берёста В 1918 году, после революции, резчики из деревни Курово-Наволок объединяются в кооперативную артель. В 1935 году она переименовывается в артель под названием «Художник».

На Шемогсе была ещё одна артель, созданная Николаем Васильевичем Вепревым в 1934 году. Она называлась «Солидарность». В состав артели входили лучшие резчики тех мест. Они старались при этом сохранить традиции шемогодских мастеров. В период войны и послевоенные годы при шемогодском мебельном комбинате функционировал резьбяной цех. В 1964 году производство посчитали нерентабельным, и обе артели закрыли, а мастеров уволили. Затем, чтобы вновь восстановить промысел шемогодской резьбы, потребовались немалые усилия. Произошло это в 1967 году, когда цех по изготовлению туесов, шкатулок и прочих изделий, которые украшались прорезной берестой, был создан при Кузинском механическом заводе.

После неудачных инноваций 1950 – 1960 гг. берестяной промысел начал вновь активно развиваться. В 1981 году был создан производственно-художественный комбинат «Великоустюжские узоры», который продолжил традиции ажурной вязи.

С историей данного промысла были связаны имена многих одарённых мастеров. В Государственном Историческом музее находятся работы с подписью мастера из Великого Устюга Степана Бочкарёва.


Шемогодская береста. Орнамент
Орнамент.
Шемогодская прорезная берёста.

Художественные изделия из бересты
Художественные изделия.
Шемогодская прорезная берёста.

Художественные изделия из шемогодской прорезной бересты.jpg
Художественные изделия.
Шемогодская прорезная берёста.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»