Архаический период: вазопись
В конце восьмого века до н.э. в древнегреческой вазописи сформировались новые интересы и предпочтения. Условные, упрощённые геометрические изображения уже перестали удовлетворять общественные вкусы. В рисунках на вазах мастера седьмого века до н.э. начинают активно вводить сюжетные сцены и растительные мотивы.
Близость малоазийского Востока выразилась в красочности и декоративности создаваемых композиций. Благодаря им стиль вазописи седьмого века до н.э. был назван ковровым или ориентализирующим.
Сосуды, отличающиеся художественным совершенством, создавались на островах Мелосе, Родосе, Крите, а также в городах Малой Азии и, в частности, в Милете. Крупным производственным центром ваз в седьмом и в начале шестого века стал город Коринф, а в шестом веке – Афины.
Рисунки на вазах того периода настолько насыщены орнаментами и декоративны, что похожи на гимны Гомера, с его столь выразительными эпитетами. В них намного меньше мужественности, чем в геометрических сценах, однако намного сильнее проявляется поэтическое начало. Характер композиций на вазах того периода соответствует поэзии Сафо.
В изяществе кругов, меандров, квадратов, пальметт, спиралевидных усиков проявляется естественный аромат природы - стилизованной, проникшейся чувством декоратора-вазописца.
Характерную черту рисунков данного периода составляет орнаментальность. Она пронизывает фигурные изображения и поглощает их, растворяет в поэтических ритмах собственных мотивов. Орнаментальны и очертания людей и животных, узорами которых тщательно заполнены промежутки между предметами и фигурами.
Пёстрым ковром наложена роспись по поверхности островных сосудов. Поверхность пухлого и сочного по форме кувшина из Родосса – ойнохои поделена на фризы – полосы, с равномерно выступающими на них животными. На родосских сосудах особенно часто наносится изображение спокойно пасущихся или ступающих друг за другом зверей, а также порой реальные, а порой и фантастические птицы. Это могут быть сфинксы или сирены с прекрасными и динамичными очертаниями упругих контуров.
Много общего в подобных росписях с популярной в тот период роскошной одеждой, модным обилием украшений.
Протокоринфская ольпа с изображением животных и сфинксов. Около 650—630 гг. до н.э. Париж, Лувр.
|
Родосская ойнохоя. Глина. VII в. до н.э. Париж, Лувр.
|
Ойнохоя. Коринф. 580-570 до н.э.
|