Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Иконы: технология изготовления


Казанская Богоматерь Техника написания современных икон восходит к иконописным традициям древности, которые слагались в течение двух тысячелетий. С давних времён в иконописи сложилась некая последовательность в процессе создания иконы.

Древние мастера создавали иконописный рисунок прямо на залевкашённой и подготовленной доске. Рисовали кистью или углём. Подобные опытные мастера назывались знаменщиками. «Знамение», то есть рисунок, наносили жидкой чёрной краской, а потом обводили более густой, для уточнения контуров.

Современные иконописцы, у которых имеется достаточный опыт, также часто используют этот же способ, не применяя рисование на бумаге. Такой способ позволяет более точно и близко ощутить форму и пространство иконной доски, и как можно лучше вписать в неё рисунок.

Но столь же часто иконописцами используется метод нанесения рисунка на доску при помощи прориси – рисунка, который изначально выполняется на кальке или бумаге, и лишь затем изображение переносится на доску.

Золочение

Золочение икон После нанесения рисунка наступает этап золочения. Перед золочением рисунок процарапывается по контуру изображения, и часть левкаса, которая будет подвергнута золочению, тщательно полируется. Левкас, предназначенный для живописи, лучше не подвергать излишне тонкой полировке, чтобы краска лучше связывалась и могла проникнуть в левкас.

Для золочения применяются листки сусального золота. В древности их получали из металлов, предварительно отожжённых, через ручную ковку. Золото может иметь разнообразные оттенки - от зеленоватых до красноватых, в зависимости от пробы – примесей меди и серебра. В древние времена применяли более толстое золото.

Краски

Технология изготовления роскрышь В качестве основных красок в иконописи используют как минеральные природные пигменты, так и искусственные пигменты химического производства. Минеральные пигменты измельчают и перетирают. Готовая к работе краска – колер – изготавливается на базе перетёртого пигмента с добавлением эмульсии.

Живопись

В иконописи применяется последовательная многослойная система живописи, в которой каждый этап имеет своё живописное и богословско-символическое значение. В структуре иконы можно вычленить три главных этапа. Первый этап – «роскрышь». На этой стадии цвета наносятся локально. Раскрывается поверхность изображения. Краски наносятся тонкими слоями, последовательно.


Икона Троицы (дерево, темпера, золочение)
Икона Троицы.
Дерево, темпера, золочение.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона (дерево левкас темпера резьба по левкасу золочение)
Икона святого великомученика
и целителя Пантелеимона
Дерево, левкас, темпера,
резьба по левкасу, золочение.

Троица Ветхозаветная (дерево, паволока, левкас, темпера, золочение)
Троица Ветхозаветная.
Дерево, паволока, левкас,
темпера, золочение.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»