Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Поздняя классика: творчество Праксителя


Пракситель. Голова Афродиты Книдской (До 360 г. до н.э. Римская копия. Берлин. Собрание Кауфмана) Пракситель – знаменитый древнегреческий скульптор, младший современник Скопаса. Родился около 390-го года до н.э. Выражал в своих произведениях совсем иные настроения, чем Скопас. Пракситель происходил из рода ваятелей.

Раннее произведение Праксителя было так знаменито, что дошло до нас во многих римских копиях. Эта скульптура называлась «Сатир, наливающий вино». О частом обращении скульптора к таким образам говорят поэтические строки, посвящённые Праксителю:

"Нимфы со смехом веселым, Даная - краса, о Пракситель,
Пан козлоногий - вина мех он несет на себе, -
Белого мрамора все. Но к этому нужно прибавить
Мудрые руки твои, гения высший талант. Даже сам Мом -
Злоковарный насмешник невольно промолвит:
"Верх совершенства, о Зевс! Истинный гения дар!".

Тема покоя, отдыха, мечтательной задумчивости, которой проникнуто раннее произведение Праксителя, определила характер его последующего творчества.

Пракситель. Аполлон, убивающий ящерицу (Римская копия . IV в. до н.э. Рим. Музей Ватикана) Изображённый в виде прекрасного стройного юноши сатир, который наливает из кувшина в чашу вино, воплощает в себе красоту и гармонию. Композиция скульптуры отличается безупречностью. Грациозен и изящен изгиб фигуры. Голова заключена в прекрасную рамку воображаемой струи влаги и рук. Праксителю был присущ талант создавать текучие и плавные контуры скульптур. Его образы проникнуты элегией, которая рядом со взволнованными образами Скопаса воспринимается особенно ярко.

Если гений Скопаса выражает пафос и порывистость, то Пракситель выражает в своём творчестве гармонию, разрядку и отдохновение после буйства встревоженных чувств. Скопас стал выразителем дионисийского начала, тогда как Пракситель – аполлоновского. Статуи Праксителя вызывают светлые чувства и мысли, хотя они и проникнуты лёгкой дымкой грусти. В последующие века пафосу Скопаса будут отчасти родственны темпераменты Бетховена и Микеланджело, тогда как темы Праксителя прозвучат в творчестве Рафаэля и Моцарта.

Знаменитым стали изваяния Афродиты Праксителя. Скульптор создал две статуи богини для жителей Коса. Одна из них представлена одетой, а другая нагой. Заказчиков смутила смелость мастера, и они отказались от статуи обнажённой богини. Её приобрели жители Книда. Это изваяние принесло их городу славу. В Книд съезжались со всех концов Греции многочисленные паломники, чтобы полюбоваться знаменитой скульптурой.


Афродита Книдская. Пракситель. Ок. 350 г. до н.э.
Пракситель.
Афродита Книдская.
Ок. 350 г. до н.э.
Римская копия.
Мюнхен, Глиптотека.

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Археологический музей Олимпии, Олимпия
Пракситель.
Гермес с младенцем
Дионисом.
IV в. до н.э.
Археологический музей,
Олимпия.

Пракситель. Артемида из Габий. IV в. до н.э.
Пракситель.
Артемида
из Габий.
IV в. до н.э.
Париж, Лувр.

Пракситель. Отдыхающий сатир (Около 340 г. до н.э. Римская копия. Рим. Капитолийский музей)
Пракситель.
Отдыхающий сатир.
Около 340 г. до н.э.
Римская копия.
Рим.
Капитолийский музей.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»