Архаический период: круглая скульптура
Одним из весомых достижений древнегреческого искусства архаического периода является декоративная скульптура.
В образах архитектуры и скульптуры древних греков предельно обобщены главные идеи времени.
Как и в могучих формах пронизанных напряжением колонн, так и в скульптурном декоре метоп, фризов и фронтонов воплощались не мелкие, а глобальные и всеобъемлющие чувства. События особенной важности изображались на фронтонах треугольной формы.
Особой динамичностью отличаются метопы храма, находящегося в устье Селе. Там скульпторы создали более динамичные сцены с более сложными композициями. Движения фигур показаны более свободно, чем это сделали мастера Селинунта.
Круглая скульптура и надгробия
Ведущей темой в древнегреческом искусстве данного периода становится человек. Его представляют в виде бога, атлета, героя.
Уже к началу архаического периода относится кратковременный всплеск гигантизма при изображении человека. Эта черта была свойственна скульптуре, созданной в конце седьмого века до н.э. на Наксосе, Делосе и Фазосе.
В скульптурных памятниках архаического периода всё большее значение занимает пластика, которая заменяет схематичность, свойственную более ранним геометрическим образам.
Данная особенность проявляется в статуэтке Аполлона из Фив, выполненной из бронзы. В ней заметны округлости бёдер, плеч, выдержанная орнаментальность причёски.
Жёсткость и схематичность геометрических фигурных форм в раннеархаических памятниках сменяет свежесть восприятия образа.
Это чувствуется даже не смотря на то, что иногда видна наивность мастера в решении деталей.
Оригинальными памятниками седьмого века до н.э. стали т.н. ксоаноны – изображения божеств, изготовленных из дерева. Их наиболее редкие экземпляры были не так давно обнаружены в греческих городах Сицилии.
В середине седьмого века до н.э. скульпторы начинают использовать мрамор, как самый подходящий материал для изображения тела человека. Он немного прозрачен у поверхности, белоснежного и кремового цвета, происходящего от красивой патины. Мрамор вызывает у зрителя ощущение телесной реальности.
Мастера постепенно отходят от условности, которая возникала в восприятии зрителя при применении цветного известняка.
Женщина с гранатом. Мрамор. Ок. 575 до н.э. Античное собрание. Берлин.
|
Аполлон из Фив. VII в. до н.э. Бостон. Музей изящных искусств. Вид сзади
|
Аполлон из Фив. VII в. до н.э. Бостон. Музей изящных искусств
|