Поздняя классика: галикарнасский мавзолей, памятник Лисикрата
С утратой гражданственного фундамента высокой классики в искусстве четвёртого века до н.э. появляются новые черты. Нарушение в жизни города-полиса гармонии вызвало перемены в художественном отражении мира. Заказчик частный становится важнее общественного. У мастеров преобладает интерес не к божественным, а к человеческим образам. Художников начинает привлекать чувственность, а не рационализм. Скульптура и архитектура играет всё большее значение, тогда как вазописи уделяется всё меньшее внимание.
Одним из семи чудес света того времен являлся галикарнасский мавзолей, о котором писал Павсаний: «Я знаю много великолепных гробниц… Та, что находится в Галикарнассе, возвигнута в честь галикарнасского царя Мавзола. Она настолько велика и так восхитительно украшена, что даже римляне, если хотят выразить великое удивление, свои самые значительные памятники называют мавзолеями».
Усыпальницу начали возводить ещё при жизни царя Сатир и Пифей. Окончена она была уже после его смерти. Бриаксид, Скопас, Леохар и Тимофей выполнили скульптурные украшения.
В пятнадцатом веке этот чудесный памятник древнего зодчества разрушили рыцари-иоанниты. Мавзолей – здание, прямоугольное в плане, - имел на первом этаже усыпальницу. Над квадрами огромного цоколя находились фризы с рельефами. Затем шла ионическая колоннада со статуями, и ступенчатая пирамида, с колесницей Мавзола и Артемиссии. Таким образом в нём сочетались в ордерах и колоннаде формы восточные – в использовании пирамиды и греческие – в колоннаде.
Также в четвёртом веке создаётся множество саркофагов, отличающихся строгостью архитектурных форм и нередко расписанных краской.
Мощной силе и грандиозности малоазийских построек аттические мастера зачастую противопоставляли стройную гармонию пропорций. Из афинских построек прекрасно сохранился памятник Лисикрата - руководителя хора, который был им поставлен после победы на состязаниях певцов в 335 году. Это типичная постройка для Афин периода классицизма. Об одной из таких построек сохранились такие строки:
"Этот треножник поставил хорег Демомел Дионису.
Всех ты милей для него был из блаженных богов.
Был он умерен во всем. И победы для хора добился
Тем, что умел почитать он красоту и добро".
Венчал монумент золотой треножник – приз хорега. Но в отличие от мавзолея в Галикарнассе для аттического памятника характерна чисто эллинская культура пропорций.
Миниатюрная копия Мавзолея в стамбульском парке Миниатюрок.
|
Мавсол. Статуя мавзолея в Галикарнасе. Греция, IV в. до н.э.
|
Коринфская капитель памятника Лисикрата в Афинах. 334 г. до н.э..
|