Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Поздняя классика: галикарнасский мавзолей, памятник Лисикрата


Памятник Лисикрата в Афинах. 334 г. до н.э. С утратой гражданственного фундамента высокой классики в искусстве четвёртого века до н.э. появляются новые черты. Нарушение в жизни города-полиса гармонии вызвало перемены в художественном отражении мира. Заказчик частный становится важнее общественного. У мастеров преобладает интерес не к божественным, а к человеческим образам. Художников начинает привлекать чувственность, а не рационализм. Скульптура и архитектура играет всё большее значение, тогда как вазописи уделяется всё меньшее внимание.

Одним из семи чудес света того времен являлся галикарнасский мавзолей, о котором писал Павсаний: «Я знаю много великолепных гробниц… Та, что находится в Галикарнассе, возвигнута в честь галикарнасского царя Мавзола. Она настолько велика и так восхитительно украшена, что даже римляне, если хотят выразить великое удивление, свои самые значительные памятники называют мавзолеями».

Усыпальницу начали возводить ещё при жизни царя Сатир и Пифей. Окончена она была уже после его смерти. Бриаксид, Скопас, Леохар и Тимофей выполнили скульптурные украшения.

Руины Галикарнасского Мавзолея (Греция. IV в. до н.э.) В пятнадцатом веке этот чудесный памятник древнего зодчества разрушили рыцари-иоанниты. Мавзолей – здание, прямоугольное в плане, - имел на первом этаже усыпальницу. Над квадрами огромного цоколя находились фризы с рельефами. Затем шла ионическая колоннада со статуями, и ступенчатая пирамида, с колесницей Мавзола и Артемиссии. Таким образом в нём сочетались в ордерах и колоннаде формы восточные – в использовании пирамиды и греческие – в колоннаде.

Также в четвёртом веке создаётся множество саркофагов, отличающихся строгостью архитектурных форм и нередко расписанных краской.

Мощной силе и грандиозности малоазийских построек аттические мастера зачастую противопоставляли стройную гармонию пропорций. Из афинских построек прекрасно сохранился памятник Лисикрата - руководителя хора, который был им поставлен после победы на состязаниях певцов в 335 году. Это типичная постройка для Афин периода классицизма. Об одной из таких построек сохранились такие строки: Битва с амазонками. (Скопас. Мрамор. Рельефный фриз Галикарнасского Мавзолея. IV в. до н.э.)

"Этот треножник поставил хорег Демомел Дионису.
Всех ты милей для него был из блаженных богов.
Был он умерен во всем. И победы для хора добился
Тем, что умел почитать он красоту и добро".

Венчал монумент золотой треножник – приз хорега. Но в отличие от мавзолея в Галикарнассе для аттического памятника характерна чисто эллинская культура пропорций.


Миниатюрная копия Мавзолея в стамбульском парке Миниатюрок
Миниатюрная
копия Мавзолея
в стамбульском парке
Миниатюрок.

Мавсол. Статуя мавзолея в Галикарнасе. Греция
Мавсол.
Статуя мавзолея
в Галикарнасе.
Греция,
IV в. до н.э.

Коринфская капитель памятника Лисикрата в Афинах. 334 г. до н.э.
Коринфская капитель
памятника Лисикрата
в Афинах.
334 г. до н.э..




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»