Театр: специфика
Театр (от греч. theatron — место для зрелищ; зрелище) – место в Древней Греции, в котором осуществлялись постановки драм, трагедий и комедий. Театр связан с праздником, который утвердил в VI веке до н.э. тиран Писистрат – Великие Дионисии.
Во второй половине девятнадцатого века театральные труппы появляются во всех городах России. Спектакли начинают создаваться всеми исполнителями, а не усилиями отдельных актёров.
На рубеже девятнадцатого – двадцатого веков складывается новый вид театра – режиссерский. Его основы закладываются К. Станиславским. Главную роль в театре начинает играть режиссёр, который осуществляет с помощью игры актёров замысел автора на сцене. Традиции режиссёрского театра развиваются и сегодня.
Драма является основой театрального представления. Она формирует лицо театра, определяет его идейное направление и художественные возможности. Однако сама драма приобретает в театре новое эстетическое качество. Театр переводит литературное произведение в область специфической театральной образности и сценического действия. Драматические конфликты и характеры воплощаются в живых лицах и поступках.
Речь, слово – наиболее важное средство, которым вооружает драма театр. В театре слово подчиняется закономерностям драматического действия. В одних случаях театр превращает речь в средство бытовой характеристики персонажа, в других – раскрывает через роль непростые конфликты психологии и сознания героев.
Речь на сцене может приобретать форму монолога (пространственного высказывания), или диалога, то есть протекать как разговор с партнёром. Речь также может быть адресована зрителю или звучать как внутренний монолог героя, его размышления вслух.
Театр – это коллективное искусство. Спектакль – это произведение, проникнутое гармонией всех составляющих и художественным единством. Он создаётся в соответствии с режиссёрским замыслом и под руководством режиссёра. Театральный спектакль также создаётся совместными усилиями художника-сценографа, актёров, хореографа, композитора и прочих театральных работников: костюмеров, осветителей, гримёров и пр. В основе спектакля находится интерпретация пьесы режиссёром, её стилистическое и жанровое решение.
Действие спектакля организовано во времени: ритм, темп, спады и нарастания эмоционального напряжения. А также в пространстве: разработка сценической площадки, принцип использования площадки, декорации, мизансцены, движения и пр.
К.С. Станиславский за работой. Н.П. Ульянов. 1947 г.
|
Театр. И. Жарков.
|
Театр теней.
|