Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Иван Константинович Айвазовский. Страница 2

1-2

Батальная живопись Айвазовского — летопись многочисленных подвигов русского флота, начиная от Гангутской битвы и до боев, современником которых он был. «Каждая победа наших войск на суше или на море, — говорил Айвазовский, — радует меня. и дает мысль, как художнику, изобразить ее на полотне».

На многих холстах он показал храбрость и мужество черноморских моряков, покрывших себя неувядаемой славой.

Айвазовского любили на флоте и всячески поощряли его труды. Уже с первых шагов самостоятельного творчества ему было присуждено почетное звание живописца Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира. В 1846 году, в день десятилетия творческой деятельности Айвазовского, приветствовать художника на его родине, в Феодосии, пришли из Севастополя шесть боевых кораблей под командованием В.А. Корнилова.

Принято считать, что Айвазовскому удавались только марины. Этот ошибочный взгляд установился потому, что основное творчество Айвазовского действительно было посвящено изображению моря, и в этой области художник достиг великого мастерства. Однако Айвазовский был не только исключительно одаренной натурой, но и очень живым, деятельным человеком и откликался своим искусством на все, что его окружало. Сейчас известны несколько архитектурных эскизов Айвазовского, выполненных с легкостью и свободой первоклассного архитектора. Художник изредка писал односеансные портреты членов своей семьи и близких ему людей. В этих портретах, несмотря на их незавершенность, всегда остро схвачен характер и передано сходство. Кисти Айвазовского принадлежат также картины на мифологические, библейские, исторические и жанровые сюжеты. И в этих работах, при наличии существенных недочетов, всегда видны глаз и рука великого мастера.

Есть еще одна область живописи, в которой Айвазовский проявил себя таким же проникновенным художником, как и в изображении моря. Во время поездок в Петербург ему приходилось наблюдать тучные украинские степи. По ним гулял вольный ветер, колыхая ковыльные просторы и пшеничные поля. В них Айвазовский видел морское приволье. Степи полюбились ему, и он первый передал в живописи их очарование.

На одной из картин он показал обоз чумаков. Медленно поднимаются на косогор груженые телеги, запряженные волами. Девушка, заслонив рукой глаза от яркого света опускающегося к горизонту солнца, смотрит вдаль. А там, в легкой вечерней дымке — чуть различимая узкая полоска моря, незаметно сливающаяся с широкими степными просторами. И как в морской дали Айвазовский часто изображал парусные корабли, так и на этой картине он показал вереницу ветряков, крылья которых раскинулись в вечернем воздухе, как паруса далеких кораблей.

Иногда художник писал небольшие жанровые картины: «Сбор хлеба на Украине», «Возвращение со свадьбы», «Свадьба на Украине». Последняя по своим высоким живописным качествам не уступает работам лучших мастеров жанровой живописи конца XIX века.

Понимание украинского быта и природы, любовь к ним поддерживали и развивали у Айвазовского Н.В. Гоголь и художник В.И. Штернберг. Украинские художники высоко ценили дарование Айвазовского. Об этом очень ярко рассказал И.Е. Репин в своей книге «Далекое близкое».

И.К. Айвазовский оставил огромное творческое наследие (около 6000 картин), которое положило основание русской маринистической живописи. Творчество Айвазовского, проникнутое чувством оптимизма, имеет огромное воспитательное значение. Оно широко популярно и любимо нашим народом.

До глубокой старости сохранил художник молодость души. Это нашло отражение не только в его картинах, но и в той широкой общественной деятельности, какую он вел у себя на родине, в Феодосии, где прошла почти вся его жизнь. Нужно было обладать огромным запасом творческой энергии, глубокой верой в свои силы, большой любовью к родному городу, чтобы решиться сменить столичную жизнь и условия, обеспечивающие дальнейшее развитие блестящего дарования, на жизнь в глухом, захолустном городишке. Айвазовский пошел на это и никогда не раскаивался в своем поступке.

Чтобы правильно оценить этот шаг Айвазовского, надо представить себе, чем была Феодосия в середине прошлого века. Отрезанный от культурных центров дальними расстояниями и плохими дорогами, город жил лишь интересами сегодняшнего дня, ограниченными узкими рамками местного быта. Здесь не было той общественной среды, которая могла бы благотворно влиять на молодого художника. Монотонный уклад провинциального быта оживлялся только близостью моря, которое входило в городские улицы и жило своей яркой и богатой красками жизнью. Море питало творческое воображение художника и наполняло все его существование.

Вдали от культурных центров России Айвазовский не только не растерял своего огромного дарования, но и создал художественные произведения, доказавшие всему миру превосходство мастерства и эмоциональной выразительности искусства русского художника над всем, что было создано в XIX веке в области морской живописи.

1-2

Следующая глава


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»