Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Иван Константинович Айвазовский. Страница 1

1-2

Иван Константинович Айвазовский

(1817—1900)

С представлением о творчестве Айвазовского у нас обычно связываются картины морских бурь, ураганов, кораблекрушений, полные яростного движения разбушевавшейся морской стихии. Часто на таких картинах мы видим группы мужественных людей, смело борющихся с грозными силами природы.

Однако творчеству Айвазовского были близки также иные образы — образы умиротворенной природы, когда в море, как в зеркале, отражен яркий блеск солнца и утренняя ясность небесной лазури. Художник превосходно передавал летние лунные ночи на море, насыщенные запахами влажного теплого морского воздуха.

Так же хорошо, как водную стихию, Айвазовский изображал и воздушный океан. С тонким мастерством он писал сияющее полуденное небо, с легкими, тающими в нем облаками или охваченное пожаром заката на исходе летнего дня. Еще чаще мы видим на его картинах грозовое небо, покрытое мчащимися в ураганном беге черными тучами. Эффект лунного света, самую луну, окруженную легкими облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, Айвазовский умел изображать с иллюзорной точностью.

Но не только в этом сила искусства Айвазовского. Его образы ночной природы — это одно из самых поэтических изображений природы в живописи. С предельной правдивостью показывая внешнее видимое состояние ее, искрящийся блеск луны на легкой морской зыби или ослепительно сияющую «лунную дорожку» на штилевом море, художник какими-то неуловимыми средствами умел передать и грандиозные перспективы необъятных далей и ощущение ночного покоя, усиленного едва слышными шорохами набегающей волны.

Айвазовский отразил в своем творчестве поэтические представления русского народа о море, которое всегда воспринималось им как синоним свободной, деятельной, раздольной и счастливой жизни. Море манило Айвазовского и держало его в Крыму.

Семья Айвазовских, проживавшая в окрестностях г. Львова, в начале XIX века переселилась в Феодосию, где 17 июля 1817 года родился будущий великий художник1.

Детство Айвазовского протекало в трудных условиях, и только благодаря помощи одного из крупных чиновников города, обратившего внимание на исключительную одаренность мальчика, юному Айваовскому удалось вырваться из бедности и попасть в Академию художеств.

С первых шагов в исскустве определилось дарование Айвазовского: изображение моря стало основной темой живописи художника, и привлекло к нему внимание выдающихся людей эпохи.

Дом родителей И.К. Айвазовского
Дом родителей И.К. Айвазовского.

Пушкин, Жуковский, Крылов, Гоголь, Брюллов, Иванов, Глинка, Белинский поощряли начинающего Айвазовского. В их среде он не только творчески возмужал, но воспринял все лучшее, что было в русском искусстве и в русской передовой мысли того времени.

Рано сложились у художника свой метод работы и свое отношение к искусству. Вместе с тем он обладал редким качеством легкой восприимчивости, что дало ему возможность примерно за четыре года овладеть техникой живописи и приблизиться к творчеству лучших мастеров пейзажной живописи тридцатых годов. Посланный в 1840 году в Италию, художник быстро приобретает славу лучшего европейского мариниста.

Айвазовский обладал прекрасной зрительной памятью, даром композиции и легкостью воплощения живописных образов. Он рано убедился в том, что «писать попытку молнии или всплеск волны с натуры — невозможно», и начал создавать свои марины в мастерской, доверяя памяти и неиссякаемому воображению.

В творчестве Айвазовского в первую половину его жизни ярко проступают черты близости к искусству Брюллова. Ему так же, как и Брюллову, были свойственны чувство величия и красоты стихийных явлений, интерес к сюжетам, способным поразить воображение зрителя, захватить его новизной, необычайностью, трагичностью положений. Само содержание картин — бури, грозы, кораблекрушения — влекло Айвазовского на путь романтического раскрытия живописного образа. Но романтизм ранних работ художника почерпнут не в вымышленном «мире грез», а органически сложился под влиянием той среды и обстановки, в которой Айвазовский жил и творчески развивался. Поэтому-то в основе творческого раскрытия темы картины «Девятый вал»2самой романтической в русской пейзажной живописи, лежит подлинно реалистическое мировосприятие.

Во второй половине своего творчества, следуя художникам-демократам, развивавшим в русской живописи наиболее передовое, реалистическое направление, Айвазовский (становится на путь реалистического воспроизведения природы. Его выдающиеся произведения: «Черное море» (в Третьяковской галерее), «Среди волн» (в Феодосийской картинной галерее) — являются вершиной в реалистическом раскрытии образа морской стихии.

Особое место в творчестве Айвазовского занимают картины на батальные темы. Они рассказывают о жизни флота в мирной обстановке и в дни войны, когда русские моряки одерживали победы над врагом, нередко во много раз превосходящим их по численности.

Юношей Айвазовский участвовал в трех десантных операциях у берегов Кавказа, которыми руководил И.Н. Раевский. Во время плавания на боевых кораблях Черноморского флота он познакомился с замечательными русскими флотоводцами: Лазаревым, Нахимовым, Корниловым, Истоминым. С волнением следил художник за боевыми успехами кораблей и прославлял их героические победы своим искусством. Подвиг он воспринимал как проявление самых лучших душевных качеств русского моряка; изображение отважных поступков у него всегда овеяно романтическим порывом.


1Дом отца И.К. Айвазовского, в котором художник провел детство, стоял на окраине города, под горой Митридат. Переселившись в новый дом, Айвазовский подарил домик под горой своей престарелой няне Аннушке. До пожара, случившегося в 1912 году, на стенах комнат нижнего этажа сохранялись детские рисунки Айвазовского, сделанные углем. В послереволюционные годы существовала только часть дома со стороны двора; фасада, выходившего на улицу, уже не было. В результате фашистского хозяйничанья в Феодосии, от дома, где родился И.К. Айвазовский, не осталось ничего.
2Картина Айвазовского «Девятый вал» хранится в Государственном Русском музее в Ленинграде.

1-2

Предыдущая глава


Главная страница пластиковые понтоны.

 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»