Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
Главная > Статьи > Ученики Мастера

Ученики Мастера

Айвазовский

Михаил Пелопидович ЛатриМихаил Пелопидович Латри (1875, Одесса — 1941, Париж) — живописец, график, керамист. На выставке представлены 105 лучших его произведений из коллекции картинной галереи, свидетельствующих о многообразии творческих интересов художника.

М. П. Латри — внук И. К. Айвазовского, первое впечатление об искусстве он получил от картин деда. Закончил Петербургскую Академию художеств, где занимался в 1896 -1902 гг., с перерывами, в пейзажном классе А. И. Куинджи. Учился в Мюнхене в художественной школе Холлоши и Ферри-Шмидта. Путешествовал по Греции, Италии, Турции, Германии. С 1902 г. участвовал в Весенних выставках Петербургской Академии художеств и Венского Сецессиона, с 1912 г. — в выставках объединения «Мир искусства» в Петербурге, Москве, Киеве. Был одним из основателей Нового общества художников Петербурга. В Крыму поселился в имении Баран-Эли под Старым Крымом, где оборудовал мастерскую для живописи и керамики. В начале 1900-х годов заведовал Феодосийской картинной галереей. В 1920 г. уехал в Грецию, работал на афинском заводе «Керамикос». Участвовал в археологических раскопках на островах Делос, Крит, Тазос. С 1924 г. жил в Париже, занимался декоративно-прикладным искусством и живописью. В 1935 г. в Реймсе состоялась его персональная выставка. Самое раннее произведение, представленное на выставке «Восход солнца на море», написано в подражание И. К. Айвазовскому. Картины «Кипарисы» (1896), «Вечер. У околицы», «Буря», «Яблони в цвету» созданы в академический период под влиянием А. И. Куинджи.

Лучшие произведения М. П. Латри посвящены Крыму, в том числе, архитектурные и морские пейзажи «Отузы», «Бахчисарай», «Осень», «Дом у залива», «Кипарисы у стены», Восход луны», «Лунная ночь на море», «Свежий ветер» , «Рыбачья пристань». В них передано непосредственное впечатление от предметов, погруженных в постоянно изменяющуюся атмосферу.

Импрессионистический подход характерен для ряда работ, в которых метко схвачено мгновенное состояние и настроение природы. Завораживают переливами лиловых оттенков этюды «Сирень в цвету», «Поле ирисов». Пробуждение природы ощутимо в пейзаже «Оттепель», передающем состояние сырого дня зимы. В 1906 году картина получила благожелательный отзыв критики: «Из пейзажей Латри лучший — „Оттепель“. Темно-серые отсыревшие стволы деревьев у канавы очень хороши: они уже дышат весной, еще далекой».

Дом у залива
Дом у залива
Лунная ночь на море
Лунная ночь на море
Свежий ветер
Свежий ветер
Рыбачья пристань
Рыбачья пристань
Венеция
Венеция
Керамика
Керамика

Картины «Осенний вечер», «Водоем» (1912), «Храм над морем. Осень», «Бирюзовая ваза и кипарис», «Фонтан в парке. Сумерки» воспевают прелесть старых особняков, запущенных парков, тихих водоемов.

Пять пейзажей, посвященных Венеции, разнообразны по сюжету, имеют выразительную и цельную композицию, гармоничный колорит. Они исполнены в разных техниках: темпера, гуашь, акварель. В них проявилась живописная одаренность художника. Успешно работал М. П. Латри и в других жанрах. Представлены женские портреты и два натюрморта. Изящны и выразительны графические произведения «Море», «Суда на рейде», забавны шаржи «На лоне природы», «Студенческий чай». Полно представлена керамика М. П. Латри. Она отличается пластичностью и мягкостью цветовых сочетаний, выполнена с большим художественным вкусом и техническим мастерством. Выставку дополняют мемориальные фотографии.

В наследии М. П. Латри есть то, что не позволяет забыть этого мастера. Произведения, хранящиеся в Феодосийской картинной галерее, свидетельствуют о высокой значимости работ художника.

Статья научного сотрудника картинной галереи Чипирис Г.А.

Опубликовано: 21 января 2008, 23:19:54


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»