|
Михаил Пелопидович Латри (1875, Одесса — 1941, Париж) — живописец, график, керамист. На выставке представлены 105 лучших его произведений из коллекции картинной галереи, свидетельствующих о многообразии творческих интересов художника.
М. П. Латри — внук И. К. Айвазовского, первое впечатление об искусстве он получил от картин деда. Закончил Петербургскую Академию художеств, где занимался в 1896 -1902 гг., с перерывами, в пейзажном классе А. И. Куинджи. Учился в Мюнхене в художественной школе Холлоши и Ферри-Шмидта. Путешествовал по Греции, Италии, Турции, Германии. С 1902 г. участвовал в Весенних выставках Петербургской Академии художеств и Венского Сецессиона, с 1912 г. — в выставках объединения «Мир искусства» в Петербурге, Москве, Киеве. Был одним из основателей Нового общества художников Петербурга. В Крыму поселился в имении Баран-Эли под Старым Крымом, где оборудовал мастерскую для живописи и керамики. В начале 1900-х годов заведовал Феодосийской картинной галереей. В 1920 г. уехал в Грецию, работал на афинском заводе «Керамикос». Участвовал в археологических раскопках на островах Делос, Крит, Тазос. С 1924 г. жил в Париже, занимался декоративно-прикладным искусством и живописью. В 1935 г. в Реймсе состоялась его персональная выставка. Самое раннее произведение, представленное на выставке «Восход солнца на море», написано в подражание И. К. Айвазовскому. Картины «Кипарисы» (1896), «Вечер. У околицы», «Буря», «Яблони в цвету» созданы в академический период под влиянием А. И. Куинджи.
Лучшие произведения М. П. Латри посвящены Крыму, в том числе, архитектурные и морские пейзажи «Отузы», «Бахчисарай», «Осень», «Дом у залива», «Кипарисы у стены», Восход луны», «Лунная ночь на море», «Свежий ветер» , «Рыбачья пристань». В них передано непосредственное впечатление от предметов, погруженных в постоянно изменяющуюся атмосферу.
Импрессионистический подход характерен для ряда работ, в которых метко схвачено мгновенное состояние и настроение природы. Завораживают переливами лиловых оттенков этюды «Сирень в цвету», «Поле ирисов». Пробуждение природы ощутимо в пейзаже «Оттепель», передающем состояние сырого дня зимы. В 1906 году картина получила благожелательный отзыв критики: «Из пейзажей Латри лучший — „Оттепель“. Темно-серые отсыревшие стволы деревьев у канавы очень хороши: они уже дышат весной, еще далекой».
Дом у залива |
Лунная ночь на море |
Свежий ветер |
Рыбачья пристань |
Венеция |
Керамика |
Картины «Осенний вечер», «Водоем» (1912), «Храм над морем. Осень», «Бирюзовая ваза и кипарис», «Фонтан в парке. Сумерки» воспевают прелесть старых особняков, запущенных парков, тихих водоемов.
Пять пейзажей, посвященных Венеции, разнообразны по сюжету, имеют выразительную и цельную композицию, гармоничный колорит. Они исполнены в разных техниках: темпера, гуашь, акварель. В них проявилась живописная одаренность художника. Успешно работал М. П. Латри и в других жанрах. Представлены женские портреты и два натюрморта. Изящны и выразительны графические произведения «Море», «Суда на рейде», забавны шаржи «На лоне природы», «Студенческий чай». Полно представлена керамика М. П. Латри. Она отличается пластичностью и мягкостью цветовых сочетаний, выполнена с большим художественным вкусом и техническим мастерством. Выставку дополняют мемориальные фотографии.
В наследии М. П. Латри есть то, что не позволяет забыть этого мастера. Произведения, хранящиеся в Феодосийской картинной галерее, свидетельствуют о высокой значимости работ художника.
Статья научного сотрудника картинной галереи Чипирис Г.А.
Опубликовано: 21 января 2008, 23:19:54
|