Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Феодосийская картинная галерея в дореволюционном прошлом. Страница 2

1-2-3-4

Просторная сцена была хорошо оборудована. На занавесе И.К. Айвазовский изобразил Венецию: Дворец дожей, Пьяцетту, гондолы на воде. Этот занавес живописно связывал сцену с выставочным залом и объединял их.

Вся пристройка была задумана как продолжение квартиры и мастерской художника. Вместе с тем, галерея могла быть в любое время изолирована, так как имела самостоятельный ход с улицы. Над входными дверями была укреплена мемориальная доска с датой постройки и переоборудования галереи, а над ней — римский мраморный бюст Вакха.

Празднование открытия картинной галереи было приурочено ко дню рождения И.К. Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года (ст. ст.). В выставочном зале висели на стенах и стояли на мольбертах 23 картины. Зал был украшен русскими национальными и морскими флагами.

В приветствии Айвазовскому от собравшихся на открытие галереи было сказана: «Торжество это не может иметь характера только Вашего домашнего празднества, так как произведения Вашей художественной кисти — достояние всей Европы и особенная гордость нашего города, колыбели Вашего таланта..."

Вся обстановка галереи была совершенно необычной, особенно для такого маленького городка, как Феодосия. В высоком зале висели большие картины Айвазовского, между ними группировались слепки с античных скульптур. На видных местах стояли бюсты Пушкина и Глинки. Поэт и композитор были близки художнику своим творчеством и дороги по воспоминаниям.

На балконе при жизни художника размещались укрепленные на кронштейнах модели славных кораблей русского военно-морского флота, а на карнизах балкона — чучела морских птиц.

Все, что встречал в Феодосийской галерее посетитель, было празднично и нарядно.

В залах галереи работали феодосийские любители живописи — копиисты, среди которых были люди, безусловно, даровитые.

Учащиеся феодосийских школ постоянно посещали галерею. Для тех из них, кто любил искусство, море, кто мечтал стать художником, были открыты двери мастерской Айвазовского.

В 1890 году Айвазовский производит капитальную реконструкцию галереи: устраивает верхний свет вместо бокового, настилает паркетные полы, красит в пурпурный цвет стены и т. п.

Экспозиция картин при жизни художника не носила постоянного характера. В галерее показывались последние, только что написанные художником полотна. Обычно раз в год Айвазовский отправлял накопившиеся картины на выставки з Петербург, Москву и другие города России, а иногда и за границу. Они, как правило, в Феодосию не возвращались, так как приобретались богатыми коллекционерами. Вместо них на стенах галереи вскоре появлялись новые работы мастера, и это придавало своеобразную живость деятельности ФКГА, так как феодосийцы и другие посетители могли всегда видеть самые последние произведения художника.

Большое количество посетителей бывало в летние и осенние месяцы, когда в феодосийский порт заходили пассажирские пароходы. Слава о галерее росла.

Особенно привлекала близость самого художника, мастерская которого помещалась тут же, за дверью. При осмотре картин в галерее, естественно, возникала мысль о том, что рядом, возможно, трудится их творец. Это порождало особую близость к художнику и повышало интерес к его искусству. Айвазовский часто, когда было много посетителей, оставлял кисть, спускался в галерею и беседовал с ними. Феодосия знала своего художника и гордилась им.

Иногда Айвазовский работал в большом выставочном зале галереи. Вот что рассказал в своих мемуарах В.С. Кривенко. «В наш приезд в галерее работал Иван Константинович над большим полотном. В широком живописном халате, с палитрой и кистью в руках, с молодыми блестящими глазами, устремленными на оживающее полотно, художник был положительно эффектен. Он не стеснялся присутствием гостей, усиленно приглашая нас в свою мастерскую. Не отрываясь от мольберта, он шутил и работал, работал неустанно.

По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица можно было сказать, что такой труд — истинное наслаждение. Быстро, уверенно, без этюдов набрасывал он волны, изученные им во всех, казалось бы, неуловимых мелочах. Под кистью художника набросанные на полотно контуры оживали, вздымались, пенились, рассыпались серебристыми брызгами...».

Стремясь к развитию искусства в Крыму, Айвазовский открыл в Феодосии художественную школу.

Сохранилась «записка» Айвазовского совету Академии художеств, в которой рассказано об его замысле.

«Профессор имп. Академии художеств Айвазовский в продолжение 25 лет своей художественной деятельности хотя и имел учеников, пользовавшихся его советами, но число их не могло быть значительно по частой перемене Айвазовским места пребывания.

Ныне, устраивая в Феодосии художественную мастерскую, Айвазовский имеет целью обеспечить занятие искусством тем художникам, которые пожелают пользоваться его советами и руководством. Подобная деятельность, он надеялся, не замедлит принести благодатные плоды уже потому, что в краю, столь отдаленном от столиц, нередко являются талантливые молодые люди, которые, не имея средств предпринимать дальнее путешествие и не находя никакой возможности заниматься искусством у себя на родине, вынуждены бывают отказаться от своего призвания. Притом же Айвазовский, находясь через посредство своей мастерской в постоянных сношениях с молодыми людьми, желающими посвятить себя живописи, будет иметь возможность свидетельствовать перед Академией о способностях тех из них, которые своим талантом будут заслуживать помощи и поощрения Академии.

Ввиду всех вышеизложенных обстоятельств Айвазовский полагает, что сфера его деятельности в художественной мастерской будет некоторым образом соответствовать занятиям классных профессоров Академии и потому считал бы весьма для себя лестным зачисление его на службу при Академии художеств со всеми правами, коими пользуются в Академии профессора, конечно, за исключением жалования с тем, однако, чтобы ему предоставлена была полная свобода отлучаться из Феодосии во всякое время внутри России или за границу, без спрашивания на то разрешения Академии, так как по самому роду его занятий ему необходимо делать иногда беспрепятственные разъезды».

1-2-3-4


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»