Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 

Феодосийская картинная галерея в дореволюционном прошлом. Страница 3

1-2-3-4

Мысль о школе-мастерской возникла у Айвазовского давно. Еще в 1846 году Н. В. Кукольник сообщал о его намерении устроить в Феодосии «обширную мастерскую, которая в то же время послужила бы и школой живописи для того края». В 1853 году Айвазовский представил в Академию художеств проект об учреждении художественной школы в Феодосии с субсидией от правительства в 3.000 рублей, но «на последнее не последовало высочайшего соизволения».

Чтобы получить средства для организации школы, Айвазовский при открытии выставки своих картин в Петербурге в январе 1865 года просил указать в объявлении, что денежный сбор «назначается на устройство мастерской на родине художника». Художественная мастерская была создана, и в 1865 году Айвазовский был, наконец, зачислен на службу в Академию художеств.

«В прошлом, 1865 году, по возвращении моем из С. Петербурга, — писал Айвазовский в совет Академии, — была открыта мною в гор. Феодосии общая художественная мастерская, в которой с тех пор несколько молодых людей занимались под моим руководством, сначала рисованьем с оригиналов, с натуры, и, наконец, масляными красками. Ныне трое из них... написали с натуры программы, первый из них Судакскую долину, второй также берег Судака, а третий — вид города Феодосии. Все три программы написаны ими самими от начала до конца.

Представляя первые труды моих учеников в Совет Академии, я прошу покорнейше на первый раз снисхождения Совета, и поощрение, которым Совет удостоит моих учеников, будет для меня истинным вознаграждением. Если Совет найдет программу первого (Фесслера) достойною звания художника, то я буду очень рад».

Дом Айвазовского был известен в Крыму широким гостеприимством. В нем бывали и подолгу гостили художники, музыканты, артисты. У Айвазовского гостил и П. М. Третьяков, приезжавший специально в мастерскую Айвазовского, чтобы приобрести картину для своей галереи. Когда в доме устраивался праздник, картинная галерея преображалась. На сцене ставился спектакль. Зал был полон гостей. Часто среди них были выдающиеся русские музыканты или артисты, и тогда Айвазовский устраивал их концерты. Здесь выступали А.Г. Рубинштейн, Г. Венявский, артисты Малого театра К.А. Варламов, Н.Ф. Сазонов и другие выдающиеся мастера русского искусства того времени. Душой царившего в доме оживления был сам художник.

И.К. Айвазовский умер 19 апреля (2 мая) 1900 года. В духовном завещании, излагавшем посмертную волю художника, записано: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (галерею) городу Феодосии, моему родному городу...»1 .

Внешне в галерее ничего не изменилось. Все осталось в ней так, как было при жизни художника.. На стенах висели 49 картин его кисти, завещанных городу, попрежнему работали копиисты, приходили посетители — местные жители и пассажиры с пароходов, имевших стоянку в феодосийском порту.. Но для феодосийцев галерея в значительной степени потеряла свою привлекательность. В ней не стало радушного хозяина, а на стенах висели все одни и те же картины и не было новых, только что написанных, которые так охотно показывал художник.

Кроме того, половина картин, находившихся в галерее, не были произведениями основного жанра искусства Айвазовского — изображением морской стихии, той области живописи, (в которой с наибольшей яркостью и полнотой отражено своеобразие и сила его таланта2 . Среди них было, например, семь портретов, близких Айвазовскому лиц. Эти портреты представляют только мемориальный и узко искусствоведческий интерес, так как по высоте мастерства они несравненно ниже маринистической живописи Айвазовского.

Почти все картины, оставшиеся в галерее после смерти Айвазовского, были написаны им в последние годы жизни, и по ним невозможно было проследить очень интересный и поучительный путь, каким шло и развивалось искусство Айвазовского на протяжении шестидесяти трех лет его творческой деятельности. Несмотря на эту односторонность собрания, в нем были замечательные работы, до наших дней являющиеся украшением галереи: «Среди волн», «Прибой у крымских берегов», а из жанровых картин, довольно редких в творчестве Айвазовского, «Свадьба на Украине», написанная с присущим Айвазовскому мастерством. Особый интерес в этой коллекции представляла также последняя неоконченная картина художника. Она ценна по многим признакам, и особенно важно то, что по ней мы с неопровержимой точностью можем проследить процесс создания картины художником3.

После смерти Айвазовского жизнь в картинной галерее замерла. Городская управа и выбираемые ею заведующие галереей не могли заменить И.К. Айвазовского с его любовью к своему детищу и вечным стремлением к просветительной деятельности. Надо было внести какие-то коренные, очень существенные изменения в руководство галереей, но некому было этим заниматься.

По воле Айвазовского, «заведывание галереей должно было быть возложено на достойнейшего из его внуков или правнуков». Из сохранившихся отрывочных документов можно заключить, что почти все лица, выбираемые управой на место заведующих галереей, тяготились 1 этой почетной должностью и старались отказаться от нее. Надо сказать, что им приходилось работать в очень нелегких условиях. На содержание галереи по смете, например, на 1915 год было ассигновано 589 рублей, из расчета: на наем сторожа — 389 рублей, отопление 100 рублей и мелкие расходы 100 рублей.

Заведывание галереей было поэтому делом довольно хлопотливым и достаточно ответственным. В архивных документах мы сталкиваемся то с указанием на необходимость произвести ремонт штукатурки, то с жалобами на дурное освещение в вечерние часы и т. п. Эти обращения в управу обычно оставались без ответа, не удивительно, что у заведующих галереей не было особого желания долго задерживаться на своем посту.

«Отцы города» относились к галерее довольно безразлично. Об этом можно судить уже по тому, что «Положение» о галерее4 было утверждено только в 1907 году, то есть семь лет спустя после смерти художника.


1 Стоимость дома и картин, подаренных городу, исчислялась в начале 900-х годов в 300 000 руб.
2 См. приложение I, № 1.
3 Картина "Взрыв турецкого корабля" не входила в первоначальную опись коллекций ФКГА, так как была позднее подарена галерее вдовою художника Анной Никитичной.
4 См. приложение I, № 2, 3.

1-2-3-4


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»