Айвазовский Иван Константинович

Сайт о жизни и творчестве художника

 
   
 
Главная > Книги > Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского > Картинная галерея после национализации

Картинная галерея после национализации. Страница 1

1-2

Даже в годы гражданской войны и военной интервенции, когда шла борьба за самое существование советской власти, советское правительство уделяло большое внимание вопросам искусства.

Придавая огромное значение классическому наследию в деле воспитания народных масс, советское правительство издало декрет, направленный на то, чтобы собрать художественные произведения, находившиеся во дворцах и особняках крупной буржуазии, и сделать их доступными народу.

17 ноября 1917 года Наркомпрос опубликовал воззвание, обращенное к рабочим, крестьянам, матросам и всем гражданам России, в котором говорилось: «...Кроме богатств естественных, трудовой народ унаследовал еще огромные богатства культурные: здания дивной красоты, музеи, полные предметов редких и прекрасных, поучительных и возвышающих, библиотеки, хранящие огромные ценности духа и т. п. Все это теперь воистину принадлежит народу. Все это поможет бедняку и его детям быстро перерасти образованностью прежние господствующие классы, поможет ему сделаться новым человеком, обладателем старой культуры, творцом еще невиданной новой культуры. Товарищи! Надо бдительно беречь это достояние народа!»

Уже в первые месяцы после революции советское правительство приняло ряд постановлений об охране памятников искусства и старины. При Народном Комиссариате просвещения были созданы музейный отдел и комиссии, которые занимались взятием на учет и охраной огромных художественных ценностей, брошенных на произвол судьбы их бывшими владельцами — эмигрировавшей буржуазией. 13 апреля 1918 года советское правительство издало декрет о монументальной пропаганде, 17 июня 1918 года — декрет об охране библиотек и книгохранилищ, 3 июля 1918 года В. И. Ленин подписал декрет о национализации Третьяковской галереи. Кроме нее, в Москве были национализированы крупные художественные собрания, принадлежавшие капиталистам Щукину, Морозовым, Цветкову, Брокару и другим, а в Ленинграде — Эрмитаж, Русский музей и ряд частных собраний; 5 октября 1918 года был издан декрет о регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины; 21 ноября 1918 года — декрет о признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием. В первые годы после революции были национализированы выдающиеся архитектурные сооружения по всей стране. Музейный отдел обследовал и взял на учет свыше пятисот пятидесяти старинных усадеб и около тысячи частных собраний произведений искусства. Только в одну Москву поступило около двухсот тысяч произведений изобразительного искусства.

Для сбора, систематизации, изучения и правильного распределения по всей стране этих огромных богатств в Москве был учрежден Государственный музейный фонд. В городах, отдаленных от центра, стихийно возникали музейные организации и создавались музеи.

Слова В.И. Ленина: «Искусство принадлежит народу» — четко формулируют отношение советской власти к искусству. По всей стране прошла волна созидательной работы в области музейного строительства. Если до Октябрьской революции в России едва ли насчитывалось 30 музеев, то в 1919 году их стало 87, а в 1921 году — 210. Вся страна покрылась сетью музеев.

В дореволюционной России коллекции музеев, за очень редкими исключениями, не были доступны широким массам. Происходило это не только потому, что у трудящихся были ограниченные возможности посещения музеев, но, главным образом, потому, что не велось никакой просветительной работы с посетителями и работы по привлечению их в музеи.

Перед советскими музеями встали сложные задачи: нужно было систематизировать и изучить огромное число вновь поступивших художественных произведений, привлечь трудящихся в музеи и проводить с ними широкую просветительную работу, пропагандируя образцы искусства.

Органы советской власти в Крыму одним из первых декретов объявили национализацию дворцов и всего имущества, принадлежавших царской фамилии, крупным капиталистам и помещикам. Одновременно был издан ряд приказов об охране памятников искусства и старины, об охране коллекций и зданий старейших в стране крымских музеев и передаче им из национализированных дворцов имущества, представляющего научный или художественный интерес. В числе этих музеев была и Феодосийская картинная галерея Айвазовского го, вопрос о которой решался на заседании Полномочной Комиссии ВЦИК и СНК по делам Крыма1 .

После национализации картинная галерея была включена в сеть музеев Народного Комиссариата просвещения. С этого времени жизнь галерей вступила в новую полосу. Перед ней открылись невиданные возможности роста, совершенствования и подлинного служения народу.

Впервые был составлен перспективный план работ галереи, который предусматривал пополнение коллекций (главным образом за счет приобретения произведений раннего периода творчества Айвазовского), намечал объем и характер культурно-просветительной работы. Нужно было создать доступную народу коллекцию картин Айвазовского, которая отражала бы на лучших образцах творчества все этапы развития искусства великого мариниста.

В искусстве Айвазовского заложена большая познавательная ценность: оно помогает узнать море и полюбить его.


1 См. приложение I, № 5, 6.

1-2

Предыдущая глава


 
   
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»